Оформление вынужденного простоя по вине работодателя

49

Простой – временная приостановка рабочих процессов на предприятии. Подразделяется на несколько видов: по вине работодателя, по вине сотрудника и по независящим причинам. Определение вида простоя принципиально, так как от этого зависит начисление компенсаций работникам.

Простой по вине работодателя согласно ТК РФ

Вопросы, касающиеся приостановки рабочих процессов, изложены в статье 72 пункте 2 ТК. Согласно кодексу, простой – это временная остановка работ по техническим, экономическим или управленческим причинам. В ТК не изложены все нюансы этого явления. В частности, отсутствуют сведения о вероятных причинах простоя, его сроках. Все это определяется руководителем компании в индивидуальном порядке. Согласно части 1 статьи 157 ТК, в процессе приостановки рабочих процессов по вине работодателя сотрудникам начисляются компенсации.

Остановка деятельности предприятия может произойти по следующим причинам:

  • Технологические. Провоцируются резким изменением характера производственных процессов. К примеру, на предприятие завезли новое оборудование, но служащие не умеют с ним работать. Остановка может быть связана с переобучением штата. Все это – ответственность руководителя.
  • Технические. Как правило, это поломка оборудования или его модернизация.
  • Организационные. Приостановка может возникнуть вследствие объединения отделов. Решение об этом принимает руководитель, а потому он считается виновным лицом.
  • Экономические. К примеру, это дефицит финансовых средств или сырья. Это предпринимательские риски, за которые ответственен руководитель.

ВНИМАНИЕ! Далеко не всегда в простое виновен работодатель. Иногда приостановка возникает из-за форс-мажора. В этом случае считается, что виновное лицо отсутствует, так как проблема возникла из-за причин, независящих от представителей организации. Также простой часто возникает по вине работника. К примеру, такая ситуация возможна при поломке оборудования сотрудником.

Пошаговое оформление простоя

Простой обязательно нужно оформить. Просто приостановить работу предприятия и отправить всех сотрудников в отпуск не получится. Рассмотрим основные шаги по оформлению простоя:

  1. Фиксация факта приостановки рабочих процессов. О возникновении обстоятельства, которое стало причиной простоя, работодателя должны уведомить. Если произошла поломка оборудования, уведомление направляют рабочие. Если же простой возник по финансовым или организационным причинам, уведомление составляет руководитель. Данная необходимость оговорена статьей 157 ТК.
  2. Оформление приказа о простое. Документ может оформляться относительно всей организации или одного из ее отделов. В законе не оговорена форма приказа, а потому он составляется произвольно. С этим документом требуется ознакомить сотрудников под роспись. Если работники не желают ставить свою подпись в подтверждение факта ознакомления, приказ отправляется на адрес служащего ценным письмом с уведомлением.
  3. Направление уведомления в службу занятости. Актуально в том случае, если приостанавливается работа во всей организации. Данное правило оговорено в статье 25 закона «О занятости населения». Уведомление составляется в свободной форме. Направить его в службу требуется в течение 3 дней.
  4. Составление акта о простое. Акт составляется в любом случае, вне зависимости от срока приостановки и ее масштаба. Требования к документу не оговорены. Составляется он в свободной форме.

Еще один обязательный пункт – расчет компенсаций сотрудникам.

ВАЖНО! Если предполагается, что сотрудники должны выходить на работу в период простоя, это нужно оговорить в приказе. Если в приказе ничего сказано не будет, работники могут не выходить на свое место службы. Увольнение их за прогул в данном случае будет незаконным.

Оплата простоя по вине работодателя

Приостановка рабочих процессов по вине работодателя оплачивается. Рассмотрим порядок начисления компенсаций:

  1. Определяется сумма ежедневных выплат сотруднику.
  2. Полученный результат умножается на количество дней прогула.
  3. 2/3 от суммы и будет являться компенсацией.

Компенсация выплачивается после выхода на работу.

Пример расчета

Сотрудник Сидоров В. И. получает за отработанную смену 900 рублей. Длительность простоя составляет 10 дней. 900 умножается на 10. Результат составит 9 000 рублей. Размер компенсации 9 000 * 2/3 = 6 000 рублей.

Оплата больничного

Больничный будет оплачиваться только в том случае, если человек вышел на него до первого дня простоя. Выплаты производятся по ставке 2/3 от средней зарплаты. Выход на больничный в период приостановки работ не предполагает выплаты компенсаций.

Обязанности работодателя

Работодатель имеет следующие обязанности в период простоя:

  • Оформление приказа в соответствии с ТК.
  • Принятие всех возможных мер по возобновлению рабочих процессов.
  • Начисление компенсаций в установленном размере.

Работодатель не имеет права отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск.

Перевод сотрудника на другое место в период простоя

Руководитель имеет право на перевод сотрудника в другой отдел или на другую должность. Это наиболее оптимальный выход и для работодателя, и для работника. Однако подобное решение принимается редко, так как для его реализации нужны свободные места на предприятии.

ВАЖНО! Перевод лица без его согласия возможен только в том случае, если простой длится не более месяца, а сотруднику предлагается должность, равная его квалификации. Также на новом месте работник должен получать зарплату, размер которой аналогичен его прежней оплате труда. Если одно из этих условий не выполняется, на перевод требуется согласие служащего.

Максимальная продолжительность перевода – 12 месяцев. После истечения года руководитель должен или вернуть сотруднику его прежнюю должность, или официально оформить его на новой.

Что делать, если работодатель нарушает права сотрудника?

Рассмотрим самые распространенные нарушения со стороны работодателя:

  • Не выплачиваются компенсации или они начисляются в размере, не соответствующем ТК.
  • Сотрудников отправляют в неоплачиваемый отпуск.
  • Работодатель увольняет служащего за прогул за невыход на работу в период простоя, однако в соответствующем приказе ничего не сказано о необходимости нахождения на рабочем месте.

Во всех этих случаях сотрудник вправе обратиться сначала в трудовую инспекцию, а затем в прокуратуру.

К недобросовестному руководителю могут быть применены следующие санкции:

  • Если в ходе проверки были выявлены нарушения, работодателю предъявляются требования по их немедленному устранению.
  • Если руководитель не выплачивает компенсации, сотрудник имеет право обратиться в судебный орган и взыскать компенсацию за приостановку сроком 3 месяца. Также служащий может добиться возмещения морального вреда.
  • Собственнику организации может быть предъявлен штраф в размере от 1 000 до 50 000 рублей.
  • Лишение права на занятие предпринимательской деятельностью сроком до трех лет.

Судебные тяжбы – это длительный процесс. Поэтому перед ним рекомендуется попытаться решить конфликт с руководителем мирным путем. Вполне возможно, что работодатель нарушает закон не из злого умысла. Не все предприниматели хорошо знают положения ТК.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:
  • Горячие материалы
  • Ещё
0,064 | 31 | 6.48