Вопрос о незаконном отключении электроэнергии в служебной квартире из-за задолженности прежнего жильца Консультация #19968

Пользователь без фото
Надежда АркадьевнаНовичок
5 июня 2025 в 15:29
Здравствуйте. Я проживаю в многоквартирном доме в служебном жилье. Оплату коммунальных услуг вношу регулярно и в срок. Квартира числится за администрацией. Недавно пришёл сотрудник ЖКХ вместе с электриком и отключили свет, ссылаясь на наличие задолженности по коммунальным платежам у прежнего проживающего. Что мне делать в этой ситуации?
5 июня 2025 в 18:02
Здравствуйте. Начнем с того, что если говорить о собственниках квартир, то согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; в силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нового собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое жилое помещение (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров об оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Согласно подп. "а" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.

То есть, из вышеизложенного следует, что собственник не несет ответственности за долги по оплате коммунальных услуг предыдущего. Таким образом, обязанность по оплате коммунальных услуг по общему правилу возникает у нового собственника только с момента государственной регистрации права собственности; по долгам предыдущего собственника он не отвечает (апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 января 2021 г. по делу N 33-2307/2021; определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06 декабря 2022 г. по делу N 8Г-24543/2022[88-29532/2022]; определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. по делу N 8Г-10822/2020[88-1315/2021-(88-10672/2020)])).

В ситуации со служебным жильем, полагаем, есть нечто аналогичное, но прямых норм мы не усмотрели. Однако также важно отметить и то, что в соответствии с пунктом 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при наличии задолженности исполнитель коммунальных услуг обязан уведомить потребителя за 20 дней до предполагаемого ограничения или приостановления предоставления услуги. Уведомление должно быть вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможно, вас не уведомляли? 

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ в вышеуказанном постановлении № 22, отключение коммунальных услуг возможно только после исчерпания всех иных мер воздействия на должника и при условии, что отключение не нарушает права и законные интересы других лиц. В частности, отключение не должно создавать угрозу жизни и здоровью проживающих в квартире лиц, особенно если среди них есть дети.

ВС РФ в данном пункте также говорит: следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

Теперь о том, что можно сделать: 

  1. Обратитесь в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию с письменным заявлением, в котором изложите обстоятельства произошедшего и потребуйте немедленного восстановления электроснабжения.
  2. Если в течение разумного срока электроснабжение не будет восстановлено, направьте жалобу в Государственную жилищную инспекцию вашего региона с просьбой провести проверку законности действий сотрудников ЖКХ.
  3. В случае бездействия со стороны указанных организаций, обратитесь с жалобой в прокуратуру, приложив копии ранее направленных заявлений и жалоб.
  4. При необходимости вы вправе обратиться в суд с иском о признании действий по отключению электроэнергии незаконными и требованием о возмещении причинённого вреда.

В общем, нужно "долбить" УК, можно также обратиться в администрацию, которая предоставляет вам жилье, указать на это. Но если ничего не сложится, то суд. 
Консультации по теме
Задать вопрос
Консультант онлайн (Денис Колеватов)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
Подписывайтесь
На наш телеграм-канал!