Как правильно вести учёт и заказывать товары при ИП на УСН "доходы-расходы" с розничными магазинами и НДС Консультация #20892

Пользователь без фото
Гость_8750Сторожила
22 декабря 2025 в 10:44
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ИП Иванов на УСНД доходы-расходы, но является плательщиком НДС. На улице луговая магазин розничный, сейчас достроил второй магазин и открывает на улице школьной. Как правильно вести учет, заказывать товар и т.д.
22 декабря 2025 в 10:48
Здравствуйте! Во-первых, при торговле товарами рознично и при уплате НДС вы обязаны вести учёт товародвижения и документы по закупке и продаже товаров так, чтобы налоговому учёту можно было подтвердить право на вычет входного НДС по товарам, приобретённым для реализации, и правильно отражать НДС с реализации. Именно по этому важно иметь первичные документы (накладные, счета-фактуры от поставщиков) и фиксировать операции. 

Во-вторых, даже при УСН вам не обязательно вести бухгалтерский учёт в полном объёме по Закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», но вы обязаны фиксировать операции в порядке, установленном налоговым законодательством для целей НДС и учёта доходов-расходов: вести Книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), оформлять первичные документы по сделкам, а также применять онлайн-кассу (ККТ) при розничной продаже товаров (это требование закона о применении контрольно-кассовой техники). 

Конкретно по практике:
— при закупке товара у поставщиков оформляйте документы, подтверждающие приобретение (счета-фактуры с НДС, товарные накладные, УПД). Эти документы нужны, чтобы подтвердить право на вычет входного НДС в вашей НДС-декларации;
— при продаже товара через все ваши магазины используйте онлайн-кассу (ККТ): регистрируйте реализацию и формируйте чеки с передачей данных по ОФД и в ФНС, потому что это обязательное требование для розницы (закон № 54-ФЗ). Это позволит корректно отражать выручку и НДС с реализации; 
— учёт товародвижения должен обеспечивать контроль остатков и отражение, что какой товар пришёл, когда был реализован, и каков остаток на складах/магазинах. Даже если УСН «доходы-расходы» освобождает от полноценного бухгалтерского учёта, налоговые органы при проверке будут требовать подтверждающие документы.

Так: 

  1. Приобретайте товары у поставщиков с оформлением УПД/счетов-фактур — это подтвердит закупку для целей НДС.
  2. Во всех магазинах регистрируйте продажи через онлайн-кассу — это фиксирует выручку и НДС.
  3. Ведите КУДиР по каждому магазину (выручку фиксируете на основании фискальных чеков) и унифицированные/самостоятельно разработанные первичные документы на приход/расход товарных остатков (это важно, чтобы подтвердить реализацию закупленных товаров).
  4. Делайте инвентаризацию остатков периодически, чтобы налоговые органы видели соответствие товарных остатков с учётом продаж. 
  5. В своей декларации по НДС включайте сумму НДС, предъявленную поставщиками, и сумму НДС с розничной продажи. Вычет входного НДС возможен на основании подтверждающих документов по товарам, которые используются в облагаемых операциях. 

Консультации по теме
Статьи и документы по теме
Задать вопрос
Консультант онлайн (Денис Колеватов)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
Мы используем cookies-файлы чтобы сделать сайт удобнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies.
Согласен