Расчёт ГСМ при сочетании пробега и работы по моточасам Консультация #20279

Гость_22413Новичок
14 августа 2025 в 15:35
Как рассчитать расход ГСМ у транспортного средства, которое расходует топливо и при передвижении, и при выполнении работ на месте (по моточасам)?
В такой ситуации применяется раздельный нормативный расчёт: отдельно на пробег автомобиля и отдельно на «спецработы»/работу оборудования по моточасам, после чего результаты суммируются. В качестве базового подхода организации обычно опираются на Методические рекомендации Минтранса России «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (введены распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р, с учётом изменений от 30.09.2021).
Эти рекомендации прямо предусматривают установление норм под конкретные модели/условия работы и содержат примеры расчётов, в том числе с отдельными добавками к норме за работу оборудования и за почасовое потребление (например, отопителей), что по технике расчёта аналогично почасовой работе механизмов. Практически это выглядит как сумма линейной нормы на пробег и нормы на машино-часы с применением надбавок/снижений по условиям эксплуатации.
В общем виде нормативный расход за смену/заказ можно представить формулой: Qₙ = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hₕ × T, где Hs — базовая линейная норма конкретной модели (л/100 км), S — фактический пробег (км), D — суммарный процент надбавок/снижений по условиям (зима, рельеф, город и т. п.), Hₕ — норма на работу оборудования или «спецработу» в режиме стоянки (л/маш-ч), T — фактические моточасы. Такая структура прямо следует из примеров к Методическим рекомендациям, где расход на почасовое оборудование добавляется к линейной норме на пробег (например, формулы с добавлением почасового расхода отопителя: «…+ Hₒₜ × T»). Для вашего случая вместо отопителя подставляется почасовая норма конкретного механизма/привода (КМУ, насос, буровая штанга, миксер и т. п.).
Алгоритм применения следующий:
Такой подход соответствует логике Методических рекомендаций (раздел II и Приложение 5 с примерами расчёта и надбавок) и официальной публикации Минтранса с актуальной редакцией документа.
Отдельно отмечу, что Методические рекомендации Минтранса носят рекомендательный характер, но широко применяются для обоснования нормативов в бухгалтерском и налоговом учёте. В силу этого, если для вашей техники отсутствует типовая почасовая норма, её целесообразно закрепить локальным актом (приказом по организации) на основании паспорта оборудования или актов контрольных замеров топлива.
При расчёте допускается применять предусмотренные документом надбавки/снижения (зимние, горные, городские режимы, частые технологические остановки и пр.), которые суммируются к базовой норме, что также показано в Приложении 5 к Методическим рекомендациям.
Для практического примера: если автоцистерна выполняет рейс и затем 2 часа работает насосом на месте, то сначала считаете линейную норму на фактический пробег с учётом надбавок, а затем плюсуете Hₕ × T по насосу; если бетоносмеситель часть времени только перемешивает на стоянке, а часть — едет, делаете ту же разбивку. Формат итоговых расчётов и используемые величины удобно отражать в путевом листе в разрезе «пробег/моточасы», что полностью корреспондирует примерам расчёта в Приложении 5.
Эти рекомендации прямо предусматривают установление норм под конкретные модели/условия работы и содержат примеры расчётов, в том числе с отдельными добавками к норме за работу оборудования и за почасовое потребление (например, отопителей), что по технике расчёта аналогично почасовой работе механизмов. Практически это выглядит как сумма линейной нормы на пробег и нормы на машино-часы с применением надбавок/снижений по условиям эксплуатации.
В общем виде нормативный расход за смену/заказ можно представить формулой: Qₙ = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hₕ × T, где Hs — базовая линейная норма конкретной модели (л/100 км), S — фактический пробег (км), D — суммарный процент надбавок/снижений по условиям (зима, рельеф, город и т. п.), Hₕ — норма на работу оборудования или «спецработу» в режиме стоянки (л/маш-ч), T — фактические моточасы. Такая структура прямо следует из примеров к Методическим рекомендациям, где расход на почасовое оборудование добавляется к линейной норме на пробег (например, формулы с добавлением почасового расхода отопителя: «…+ Hₒₜ × T»). Для вашего случая вместо отопителя подставляется почасовая норма конкретного механизма/привода (КМУ, насос, буровая штанга, миксер и т. п.).
Алгоритм применения следующий:
- Сначала берёте Hs из таблиц норм Минтранса для вашей модели ТС (или из техдоков производителя, если для вашей модификации таблицы отсутствуют), определяете пробег S и применимые коэффициенты/надбавки D по условиям эксплуатации.
- Затем определяете почасовую норму Hₕ для выполняемых работ. Источником может быть таблица «спецработ»/дополнительного расхода к норме в Методических рекомендациях (или паспортная норма производителя механизма, локальная норма, утверждённая по результатам контрольных замеров). Фактически отработанные моточасы T подтверждаются путевым листом/нарядом с учётом часового счётчика двигателя или телематических данных.
- Итого списывается сумма по формуле выше и документально подтверждается путевым листом с раздельным учётом пробега и моточасов.
Такой подход соответствует логике Методических рекомендаций (раздел II и Приложение 5 с примерами расчёта и надбавок) и официальной публикации Минтранса с актуальной редакцией документа.
Отдельно отмечу, что Методические рекомендации Минтранса носят рекомендательный характер, но широко применяются для обоснования нормативов в бухгалтерском и налоговом учёте. В силу этого, если для вашей техники отсутствует типовая почасовая норма, её целесообразно закрепить локальным актом (приказом по организации) на основании паспорта оборудования или актов контрольных замеров топлива.
При расчёте допускается применять предусмотренные документом надбавки/снижения (зимние, горные, городские режимы, частые технологические остановки и пр.), которые суммируются к базовой норме, что также показано в Приложении 5 к Методическим рекомендациям.
Для практического примера: если автоцистерна выполняет рейс и затем 2 часа работает насосом на месте, то сначала считаете линейную норму на фактический пробег с учётом надбавок, а затем плюсуете Hₕ × T по насосу; если бетоносмеситель часть времени только перемешивает на стоянке, а часть — едет, делаете ту же разбивку. Формат итоговых расчётов и используемые величины удобно отражать в путевом листе в разрезе «пробег/моточасы», что полностью корреспондирует примерам расчёта в Приложении 5.
Консультации по теме
- Транспортный налог на Ауди
Всем привет! Пока рубль не улетел, хочу тачку купить нормальную,...
- Взимают ли транспортный налог с лодок?
У меня есть небольшая моторная лодка, которой я регулярно...
- Транспортный налог на отечественное авто 1988 г.в. до 80 л.с
Здравствуйте, до 2020 года на Ваз-2109 1988 года выпуска ,зарегистрированный...
- Льгота по транспортному налогу, если 55 лет
Добрый вечер. Мне полных 55 лет. Есть ли льготы по оплате...
- Имеет ли инвалид 3 группу скидку на оплату транспортного налога в 2021г.?
Имеет ли инвалид 3 группы, зарегистрированный в Волгоградской...
Статьи и документы по теме
- Акт об оказании транспортных услуг
- Акт контрольного замера расхода топлива
- Акт загрузки транспортного средства
- Акт передачи топливной карты водителю
- Заявление на получение транспортной карты