Приказом Минтруда №805н от 23-11-17 внесены изменения в важный документ, касающийся обязательного обеспечения мылом и обеззараживающими средствами работников определенных категорий (Пр. №1122н от 17-12-10 года Минздрава). Для служб, отвечающих за охрану труда на предприятии, есть хорошие новости: отменена обязательная процедура выдачи указанных средств под роспись. Однако послабления касаются лишь части сотрудников. Есть изменения и относящиеся к фиксации норм выдачи средств в трудовых договорах. Изменения начали действовать с 12.06.18 г. Какие профессии или категории работающих имеют право получать средства защиты кожи, как обосновать выдачу, как отразить их расход в документах компании, несмотря на нововведения, расскажем в статье.
Каков порядок выдачи мыла работникам, работа которых связана с легкосмываемыми загрязнениями?
Профессии и нормы ДСИЗ
Смывающие и подобные им вещества, наносимые на кожу (дерматологические), служба охраны труда относит к средствам индивидуальной защиты работника – ДСИЗ. Приказ №1122н содержит перечень ДСИЗ по категориям, с указанием фиксированных норм выдачи, рассчитанных на месяц потребления.
Как установить нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств (мыла) сотрудникам?
Защитного характера
Увлажняющие кожные покровы — для лиц, контактирующих с маслами, смазками, сажей, растворителями, нефтепродуктами, пылью производственного характера и аналогичными средами, не растворяющимися в воде (100 мл).
Водоотталкивающие, подсушивающие кожу до естественного состояния, для лиц, контактирующих с водой, мыльно-водными растворами, цементными, содержащими соль, кислоту, щелочь и др.; работающих в перчатках без подкладки, из обычной резины (100 мл).
Специалисты по трудовым вопросам знают случаи наложения на работодателя больших штрафов, например, за неуказание в трудовом договоре норм выдачи мыла.
Посмотреть, какая ответственность
Сочетающие в себе названные выше характеристики, комбинированные. Если приходится работать с веществами, изменяющими состояние кожи, то сушащими кожу или увлажняющими ее (100 мл).
Препятствующие раздражению и повреждению кожи — при сварке, работах в условиях ветра, холода (100 мл).
Обеззараживающие — при контакте с субстанциями, содержащими опасные бактерии или могущими их содержать, отсутствии на месте работы или в близости от него санитарно-гигиенических помещений, если работа предполагает высокую стерильность рук. Сюда же относят и труд в спецобуви (200 мл).
Очищающего характера
При работах с загрязнениями, которые легко смываются, для мытья рук норматив будет составлять 200 г мыла туалетного (250 мл – жидкого, в таре с дозатором), для тела, соответственно, 300 г и 500 мл.
При работах с загрязнениями, которые смыть трудно, а именно маслами, смазками, продуктами нефтепереработки, лакокрасочной промышленности, пылью производственного характера и иными устойчивыми загрязнениями – 300 г мыла туалетного (500 мл. в таре с дозатором жидкого средства).
Шахтные работы, в сфере шахтного строительства и монтажа, на производстве отрасли – 800 г и 750 мл соответственно.
Восстанавливающего характера
Кремы, эмульсии — при работе с растворителями и другими агрессивными, разъедающими кожу средами, работа с которыми производится в тонких перчатках без подкладки. – 100 мл.
На заметку. В законодательных актах понятия «легкосмываемые загрязнения» нет. Существует документ Минтруда (письмо) №15-2/В-2039 от 23 июня 2016 г. В нем к легкосмываемым относят загрязнения волос и кожи, полученные на работе, если их легко устранить мылом или жидким мылом.
На основании приведенных норм ведомства разрабатывают собственные документы, включающие в себя списки профессий и нормы выдачи ДСИЗ по каждой профессии. Так, ОАО «РЖД» применяет «Рекомендации по использованию смывающих и обеззараживающих средств…». Документ содержит структурированный список самих ДСИЗ для РЖД и перечень профессий, по каждой из которых указано, какие ДСИЗ требуются для защиты, очистки, регенерации кожи и требуются ли.
Поскольку единого списка профессий не существует, можно использовать этот документ как рекомендательный, а конкретные, установленные в компании, показатели по профессиям отражать в локальной документации.
На заметку. Выдавать мыло в офисе сотрудникам и оформлять эту процедуру организация не обязана (см. Письмо №15-2/ООГ-1752 от 06 мая 2016 г. Минтруда).
Нормы выдачи ДСИЗ по профессиям
Действуют на основании Приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н.
№ п/п | Вид деятельности, профессии | Тип ДСИЗ | Норма выдачи на 1 человека |
---|---|---|---|
1 | Профессии, где используются компоненты, негативно воздействующие на кожу:
|
Увлажняющие и впитывающие влагу средства | 100 мл |
2 | Работы, где требуется взаимодействовать с водой и/или водными растворами:
Профессии, где необходимо действовать в резиновых или полимерных перчатках, а также закрытой специальной обуви. |
Средства, сушащие кожу и отталкивающие влагу | 100 мл |
3 | Работы попеременного воздействия растворимых и нерастворимых в воде загрязняющих веществ | Средства гидрофильно-гидрофобного действия (комбинированные) | 100 мл |
4 | Профессии, где приходится работать с бактериально опасными веществами (средами). Работы, производимые вдали от стационарных санитарных удобств. Профессии, где необходима стерильность рук. |
Дезинфицирующие средства | 100 мл |
5 | Сезонные работы на открытом воздухе в теплое время года | Репелленты | 200 мл |
6 | Работы, в процессе которых человек получает легкосмываемые загрязнения (которые можно устранить водой и мылом) | Твердое или жидкое мыло, для п. 7 – очищающие гели, пасты, кремы | 200 г твердого или 250 мл жидкого мыла для рук, 300 г твердого мыла или 500 мл жидкого мыла для тела |
7 | Работы, имеющие связь с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (см. п.1) | 300 г твердого или 500 мл жидкого мыла, 200 мл пасты (крема, геля) | |
8 | Работы угольной промышленности | 800 мл твердого или 750 мл жидкого мыла | |
9 | Работы, в процессе которых кожа подвергается агрессивному воздействию (см. п.1, п. 2, п. 4) | Восстанавливающие эмульсии, регенерирующие средства | 100 мл |
Отличия старых и новых правил, касающихся ДСИЗ
Упомянутый документ №805н устанавливает 2 основных нововведения, начиная с июня текущего года:
- Выдача ДСИЗ по-прежнему фиксируется в личной карточке под роспись работников, однако процедура обязательна теперь не для всех. Если сотрудник имеет дело с легкосмываемыми загрязнениями, выдачу в карточке можно не фиксировать.
- Исчезла необходимость отражать нормы выдачи исключительно в трудовом договоре с работником или в допсоглашении к договору, как раньше. Вместо этого законодатель предлагает отражать их «в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя.» (п. 9 прил. 2 к пр. №1122н). Информировать сотрудников следует в письменном виде либо по электронным каналам, так, чтобы имелось подтверждение, что человек действительно ознакомлен с информацией.
Как вести учет ДСИЗ
Предприятия имеют право самостоятельно организовывать такой учет в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом целесообразно учитывать ряд обстоятельств:
- В бухгалтерском учете мыло и аналогичные ему ДСИЗ относятся к МПЗ и учитываются по установленным стандартам учета материальных запасов, без особенностей.
- На предприятии должен быть утвержденный на основании приведенных выше нормативных актов список профессий, работники которых должны получать ДСИЗ. Как правило, он оформляется в виде приказа, приложением к колдоговору.
- Целесообразно разработать нормы выдачи ДСИЗ по производственным участкам и утвердить их для контроля за расходом в подразделениях. На оборотной стороне такого документа обычно располагается ведомость фактической выдачи ДСИЗ на участок с подписью ответственного лица
- Образец личной карточки учета ДСИЗ содержится в тексте приложения к приказу №1122н, при работе необходимо использовать утвержденную форму.
- Если ДСИЗ выдаются не индивидуально сотруднику, а в коллективное использование, необходимо назначить материально ответственное за это лицо. Например, это может быть бригадир, который получает ДСИЗ для всех своих работников, следит. Чтобы они были в наличии в достаточном количестве, при необходимости отмечает факт выдачи в личных карточках работников и заботится о заверении их подписями.
Нюансы упаковки и сроков годности ДСИЗ
Нередко средства поставляются в больших емкостях или упаковках, неудобных для индивидуального применения. Если жидкое моющее средство находится во флаконе емкостью больше 250 мл, его не будут разливать и раздавать каждому: целесообразно просто поместить его в необходимом и доступном для персонала месте, где им сможет пользоваться каждый с помощью дозатора. Ответственному лицу необходимо проследить, чтобы на ДСИЗ имелись следующие данные:
- вид, наименование;
- способ использования;
- начало и конец периода эксплуатации, причем началом считается момент выдачи работникам.
Средства в таре, меньшей 250 мл, выдаются сотрудникам, если:
- они предназначены для восстановления кожи и/или ее питания;
- за данным участком закреплено небольшое количество человек;
- сотрудники не имеют постоянного рабочего места, в процессе деятельности передвигаясь;
- следить за применением дозатора невозможно либо достаточно сложно.
Отчетный период по использованию ДСИЗ составляет месяц. Чаще всего большинство их имеют больший срок годности. Если они корректно хранились, их можно продолжать использовать без излишних дополнительных мер.
Что будет, если нарушить закон
Нарушения в рассматриваемой нами области регулирует КоАП РФ, в частности, ст. 5.27. Если ни в трудовом договоре, ни в его дополнительном соглашении, ни во внутренних документах организации не отражены нормы выдачи ДСИЗ либо отсутствуют доказательства, что работник с ними ознакомлен, то согласно ч. 1 могут применяться следующие штрафы:
- для руководителя организации — 1-5 тыс. руб.;
- для организации — 30-50 тыс. руб.
Предприниматель в этом случае приравнивается к руководителю.
Фактическое нарушение приказа №1122н, невыдача или неполная выдача ДСИЗ могут быть расценены контролирующими органами и как нарушение договорных трудовых отношений с работником, а в этом случае, согласно ч. 4 статьи, штраф будет выше:
- для руководителя — 10-20 тыс. руб.;
- для организации — 50-100 тыс. руб.;
- для предпринимателя — 5-10 тыс. руб.
Заметим, что расплывчатость формулировок КоАП РФ дает возможность для широкой трактовки ст. 5.27 контролирующими органами, с начислением соответствующих штрафных сумм.
Вывод очевиден: ДСИЗ лучше выдавать, чем игнорировать эту обязанность перед работниками, при этом не следует пренебрегать процедурой оформления выдачи.
Главное
Измененные правила учета ДСИЗ, вступившие в действие текущем году, содержат два важных момента:
- средства для удаления легкосмываемых загрязнений теперь можно выдавать без обязательной росписи получателя в его личной карточке;
- отсутствует обязанность отражать нормы выдачи ДСИЗ в договоре с сотрудником, при приеме его на работу.