Холдинги — весьма активные участники рынка 21 века. Несмотря на это, они практически не регулируются законодательством. Это понятие редко можно встретить в нормативных документах. Большинство аспектов деятельности холдингов определяется на основании существующей практики.
Как учитываются международными холдинговыми компаниями в целях налога на прибыль акции (доли) дочерних компаний, доходы от их реализации, а также дивиденды?
Что собой представляет холдинг?
Единое понимание холдинга на данный момент отсутствует. Законодательного определения его не существует не только в России, но и в других государствах. Термин «холдинг» произошел от английского слова, обозначающего «держать». В широком смысле, это группа организаций, включающая в себя материнскую и дочерние компании. В узком смысле, это материнская компания. В словаре РФ дано определение холдинга: это компания, которая приобретает контрольные пакеты акций других организаций для осуществления контроля над ними. Существует много определений холдинга. Однако все они содержат общий признак – это группа компаний, которые зависимы друг от друга.
Вопрос: Должна ли головная организация банковского холдинга на своем официальном сайте в сети Интернет размещать информацию о лицах, входящих в состав органов ее управления, а также банковских группах и банковских холдингах, в которые она входит?
Посмотреть ответ
Законодательное регулирование
Как уже сказано выше, холдингам практически не уделено внимания в нормативных актах. В ГК РФ этого понятия нет вовсе. Впервые в законодательстве холдинг замечен в законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации госпредприятий». Однако и в нем точного определения группам компаний не дано. Термин разъяснен только в Указе Президента РФ №1392. Однако в этом нормативном акте говорится только об организациях, возникающих вследствие приватизации.
К СВЕДЕНИЮ! Можно сказать, что холдинги практически никак не регулируются правовыми актами. Управление ими осуществляется на основании сложившейся практики.
Какие существуют налоговые риски при распределении денежных потоков внутри холдингов?
Преимущества холдингов
Многие компании объединяются в холдинги, и на это есть причины. Популярность этой юридической формы объясняется следующими ее преимуществами:
- Простота организации и реструктуризации.
- Расширение производства.
- Увеличение имеющихся ресурсов.
- Стабильность существования, так как компания не может выйти из холдинга по своему желанию.
- Возможность назначения в каждую организацию профессионального менеджера.
- Широкие возможности для повышения конкурентоспособности.
- Распределение коммерческих рисков (если одна компания будет функционировать неэффективно, это не повлияет на всю группу организаций).
- Повышение качества услуг и товаров.
- Централизация материнского капитала с возможностью распределения средств.
- Совершенствование налогового и финансового планирования.
- Разделение направлений деятельности для обеспечения специализации, успешной работы по каждому из видов работы.
- Согласованность инвестиционной и финансовой политики.
- Объединение научных и технических достижений для наилучших результатов.
- Возможность лоббирования своих интересов в государственных органах.
- Возможность самостоятельно определять функции организаций, степень их самоуправления.
- Материнская компания несет ограниченную ответственность за долги своих дочерних организаций.
- Улучшение репутации, возможность привлечения новых инвесторов и клиентов.
Какая наиболее распространенная структура холдинга?
Организация холдинга не гарантирует достижения всех перечисленных преимуществ. Для обеспечения всех этих достоинств нужно приложить силы к обеспечению эффективной деятельности, разумному распределению функций. Рассмотрим недостатки холдингов:
- Нет конкуренции между взаимозависимыми компаниями, что может привести к их нерентабельности.
- Бюрократия.
- Усложнение документооборота.
- Сложно осуществить налоговую оптимизацию, так как налогообложение каждой из компаний отличается.
- Сложное регулирование трудовых отношений.
- Повышенные транзакционные издержки.
В холдинге будет работать огромный штат сотрудников, что также приносит определенные сложности.
Как организовать холдинг?
Рассмотрим основные этапы создания холдинга:
- Получение разрешения от ФАС.
- Получение согласия на преобразование от трудового коллектива. Для этого нужно организовать общее собрание. Принятое решение фиксируется в соответствующем протоколе. Нужно получить согласие не менее чем от 50% сотрудников.
- Если происходит приватизация государственного предприятия, нужно также получить разрешение от Госкомимущества.
ВАЖНО! Данный порядок основывается на законе «О приватизации госпредприятий» от 1991 года. Он касается только создания холдинга на основании приватизированного предприятия. В других случаях организация групп компаний будет регулироваться в основном локальными актами. Можно, к примеру, создать дочерние компании.
Разновидности холдингов и особенности их построения
Организация холдинга зависит от его типа. Вид групп компаний определяется на основании индивидуальных потребностей.
Горизонтальная структура
Горизонтальная структура предполагает одну материнскую компанию, а также ряд дочерних фирм, которые аналогичны друг другу. Основной способ повышения эффективности такого холдинга – максимальное территориальное расширение. Примером такого образования может быть сеть магазинов. Горизонтальная структура характерна для оптово-розничной торговли. Рассмотрим ее преимущества:
- Аналогичная схема организации дочерних фирм.
- Единые критерии оценки эффективности деятельности каждой компании.
- Отработанная система создания фирм, что облегчает создание каждой последующей компании.
Однако у этого варианта есть минусы:
- Сложность управления на расстоянии.
- Необходимость в знании особенностей каждого региона.
Вариант с горизонтальной структурой подходит торговым маркам.
Вертикальная структура
Вертикальная структура подходит предприятиям полного цикла. К примеру, одна компания отвечает за обработку, вторая – за транспортировку, третья – за реализацию. Примером вертикальной структуры может стать агрохолдинг. Ее преимущества:
- Установление конкурентоспособных цен.
- Контроль над качеством продукции на всех этапах ее производства.
- Возможность сокращения издержек.
Минусом является необходимость в доскональном знании всех особенностей каждого направления деятельности.
Распространенные проблемы при управлении холдингом
Управление холдингом осуществляется на основании нормативных актов. Рассмотрим наиболее распространенные управленческие проблемы:
- Утрата управляемости, бюрократизация. Решением проблемы является уменьшение централизации.
- Появление значительных отличий между дочерними компаниями. Эта проблема приводит к тому, что одна из дочерних компаний показывает высокие результаты, однако холдинг в целом от этого не выигрывает. Также группа компаний утрачивает свое «лицо». Фирмы становятся разрозненными. Решение проблемы – разработка общей политики, установление общих целей.
- Дочерние компании не являются самостоятельными. Это результат жесткой централизации, неправильного делегирования. Для решения проблемы нужно снизить централизацию, а также нанять профессиональных менеджеров.
Для эффективного управления очень важно разработать общую финансовую и инвестиционную политику. Для каждой дочки следует установить общие правила. Во главе каждой организации нужно поставить опытного менеджмента.