Центробанк России отредактировал правила контроля за выдачей займов, чтобы защитить права граждан и освободить их от навязывания финансовых услуг. Регулятор уточнил, как будет проверять и оценивать работу банков в рамках предотвращения ситуаций, когда человек пришел за кредитом под давлением мошенников.
Реформа банковской системы затронет все российские финансовые учреждения. Теперь вы обязаны соответствовать жестким критериям, чтобы кредитовать граждан. Для этого:
- у вас не должно быть нарушений и предписаний со стороны ЦБ РФ;
- вы обязаны следовать принципу добровольности при оформлении кредитных продуктов;
- и должны соблюдать сроки при выдаче заемных средств.
Вы будете взаимодействовать с ЦБ РФ в рамках этих новшеств через личный кабинет кредитного учреждения на официальном сайте регулятора.
Как получить разрешение на кредитование?
Получить такое разрешение можно в заявительном порядке. Предварительно пройдите проверку на то, соответствуете ли вы новым стандартам, и получите оценку за последние два квартала работы.
К запросу обязательно приложите ходатайство. В нем как раз можете попросить о проверке на соответствие критериям оценки. Также в документе можно:
- попросить об увеличении предельных сумм кредитов или установить лимиты кредитования;
- ускорить сроки передачи средств заемщику ─ от 4 часов до 48 часов в зависимости от размера займа;
- получить право на использование собственной методики оценки, чтобы противостоять навязыванию кредитов.
Ходатайство подписывает руководитель вашей компании или его заместитель.
В течение года у вас есть право подать не более двух заявок с минимальным интервалом в полгода. Если ее отклонят, то можно повторно обратиться сразу после устранения причины отказа.
Процесс реализации нововведений будет поэтапным:
- основная часть начала действовать 1 сентября 2025 года;
- положения о процедуре подачи заявки ─ с 1 апреля 2026 года.
Аналитики считают, что эта реформа сформирует прозрачную и безопасную среду для потребителей, потому что новые правила призваны защитить граждан от недобросовестных практик кредитования, повысить качество обслуживания в банковской сфере, укрепить доверие населения к финансовым институтам и создать более справедливые условия для всех участников рынка.