Индивидуальному предпринимателю запрещено извлекать выгоду из расходов на аренду жилого помещения. Подробные разъяснения для предпринимателей на УСН с объектом «доходы – расходы» опубликовало на своём сайте Министерство финансов.
Так, в письме № 03-11-11/17851 от 28 марта 2017 года рассмотрена конкретная ситуация учёта в качестве расходов платежей за арендуемое жилое помещение. В данном помещении располагается частный детский садик. Налоговики указали на недопустимость уменьшения дохода за счёт такой аренды.
Стоит запомнить, что расходы на аренду и лизинг помещений включены в объект налогообложения для ИП-ков на УСН «доходы-расходы» в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Но это касается только нежилых помещений.
По законам РФ
Согласно Жилищному и Гражданскому кодексам ИП может осуществлять предпринимательскую деятельность в жилых помещениях с согласия всех проживающих (прописанных) там людей. Однако помещение в этом случае «играет» только второстепенную роль, вспомогательную. Оно может использоваться как офис, как шоу-рум или как производственный цех (например, для кондитеров или швей). Деятельность предпринимателя не должна нарушать обычную обстановку в помещении и условия его использования. А также мешать соседям по дому.
Во всех остальных случаях – если без площади не будет прибыли – помещение необходимо перевести в нежилой фонд с соответствующими последствиями. Так что касательно садика всё понятно! Но, предположим, что наш ИП всё-таки альтруист, присматривающий за детишками безвозмездно. Без помещения его деятельность невозможна. Он тратит собственные средства на аренду и проч. И, естественно, хочет хоть как-то снизить свои издержки. Так почему же нельзя?
Согласно ст.252 НК РФ расходами признаются только те траты, которые опосредованы главной целью предпринимательской деятельности – извлечением выгоды.
Т.е., чтобы наш ИП – «детсадовец» смог включить расходы на аренду дома в НБ, необходимо перевести помещение в нежилой фонд.