В конце ноября 2025 года в России будут по новым правилам рассчитывать утилизационный сбор на легковой автотранспорт. Разберемся, что именно поменяется и как стоимость машины отразится на величине сбора.
Утилизационный сбор ─ это платеж, который вносят при ввозе или производстве автомобиля в России. Он призван компенсировать будущие затраты на утилизацию машины, когда она выйдет из строя. Сумма сбора включается в стоимость автомобиля, поэтому ее в итоге оплачивает покупатель.
До сих пор размер сбора зависел от объема двигателя и возраста автомобиля. Но с 1 декабря 2025 к этим параметрам добавится еще один ─ мощность двигателя. Это ключевое новшество. Базовая ставка при этом остается прежней ─ 20 000 ₽. Но коэффициент, на который она умножается, теперь будет рассчитываться с учетом мощности. Изменения касаются автомобилей категории М1 — то есть легковых машин.
Новые коэффициенты
Размер коэффициента с 1 декабря 2025 года значительно повысился для ряда автомобилей:
- ТС группы А с ДВС 1 395 см3 ─ 33,37 (прежний);
- ТС группы Б с ДВС 1 600 см3 ─ с 33,77 до 47,6;
- ТС группы В с ДВС 2 500 см3 ─ с 93,77 до 105;
- ТС группы Г с ДВС 5 600 см3 ─ с 137,11 до 155,3.
Таким образом, для машин с небольшим объемом и мощностью двигателя сбор останется на прежнем уровне, а для остальных значительно увеличится.
Для электромобилей и гибридов действуют особые правила: для машин мощностью от 205,95 кВт введен повышенный коэффициент ─ 152. Поэтому для таких ТС утилизационный сбор увеличится более чем в 4 раза.
Что будет, если не платить сбор?
Неуплата сбора или отсутствие необходимых документов в таможенном органе может привести к:
- начислению пеней ─ за каждый день просрочки добавляется 1/300 ключевой ставки ЦБ;
- запрету на регистрацию автомобиля ─ машина не может быть зарегистрирована в ГИБДД, что делает ее эксплуатацию незаконной;
- сложностям при покупке: если в ПТС (бумажном или электронном) отсутствует отметка об уплате сбора, придётся доплачивать сбор и пени. Для ПТС до 01.09.2012 сбор не требуется;
- принудительному взысканию через суд ─ при обнаружении неуплаты в течение трех лет дело передадут в суд после 10-дневного уведомления.
По словам депутатов, новая система сделает расчеты справедливее, учитывая влияние автомобилей на экологию и инфраструктуру утилизации. Мощные автомобили требуют больше ресурсов для переработки, поэтому их владельцы будут платить больше. Однако ТС, ввезенные или произведенные до 1 декабря 2025 года, будут облагаться по старым тарифам.