Госдума приняла во втором чтении проект № 297964-8, положения которого меняют основания для увольнения чиновников. Базовые правки произойдут в антикоррупционном законе ФЗ № 273 и распространятся на реализацию проверок в подобных ситуациях.
Порядок проведения проверки
13 июня 2023 года власти добавили в стандартный порядок проведения антикоррупционных проверок новую статью 13.5. Согласно этим данным, контрольные органы, которые будут проверять чиновника, освобожденного от деятельности из-за взяточничества, на достоверность сведений о доходах, имуществе и обязательствах, не вправе назначать наказание гражданину до окончания проверки. При этом уполномоченное лицо обязано предоставить соответствующий доклад либо сообщить о невозможности такой проверки.
Вышеуказанные материалы необходимо предоставить в прокуратуру в течение 3 суток с момента окончания контрольно-надзорного мероприятия. Генпрокурор, в свою очередь, на протяжении 10 суток со дня получения данных выносит вердикт о проведении надзорного мероприятия. В этом случае решение оформляют в письменном формате отдельно для каждого подконтрольного служащего.
Далее прокуроры в течение 2 суток с момента назначения проверки уведомят лицо, в отношении которого назначено мероприятие. Для этого объекту отправят письмо. Однако, если после увольнения прошло полгода и более, то госорганы не вправе проводить проверку.
Согласно п. 6 ст. 13.5 ФЗ № 273, контрольно-надзорные мероприятия будут проводить прокуроры.
Обязанности сторон
Во время надзорного мероприятия подконтрольное лицо может:
- письменно пояснять появление тех или иных сумм, а также разъяснять сведения о появлении собственности;
- предоставлять дополнительную информацию, которую также разрешено комментировать в письменном виде;
- ходатайствовать прокурору о проведении беседы о текущем надзорном мероприятии.
Отметим, проверяющие не вправе отказать служащему в ходатайстве.
В то же время на проверяемом есть и обязательства, например, на протяжении 3 суток с момента получения запроса предоставить прокурору данные о текущем месте работы и посте, который он занимает.
Что же касается генпрокурора и его подчиненных, которые имеют отношение к контрольно-надзорным мероприятиям, то они обязуются изучать допматериалы и беседовать со служащим по его просьбе. Также они сами вправе инициировать разговор и требовать пояснения. Помимо прочего, у прокуратуры есть полномочия по запросу прочих данных, например, о ЦФА, сделках с ними и т.д., из публичных источников.
Информацию о гражданах, которые лишились места работы из-за коррупционного деяния, будут размещать в специальном реестре на сайте gossluzhba.gov.ru/reestr в соответствии с положениями Постановления № 228.
Запрос на проверку будут рассматривать на протяжении 1 месяца. Далее ответ направляют стороне, которая запрашивала ее проведение. Что касается самого решения, то оно зависит от типа обнаруженных фактов. К примеру, если госорганы узнают, что в течение года на счет служащего, его детей либо супруги поступили средства в размере, который превышает совместную прибыль, то потребуется провести проверку законности денег. Данное указание направляют в письменном формате.