Министерство торговли объявило о дате начала цифровой маркировки пивоваренной продукции от концернов Hеinekеn, АВ InBеv Efеs и «Бaлтика». Первая ступень процедуры назначена на 1 апреля 2023 года. На данный период изготовители тоже могут маркировать продукт, но проходит это в рамках эксперимента и контрольные органы не засчитают процедуру в качестве первого этапа.
Напомним, до 31 августа 2022 года нанесение средств идентификации на пиво и слабоалкогольные продукты было экспериментальной процедурой. Цель проекта ─ оценить необходимость маркировки данных товаров. На текущий момент результаты показали свою эффективность. Поэтому власти решили узаконить процедуру и сделать ее обязательной.
Суть совещания о маркировке пива
За наличием и проведением операции цифровой маркировки продуктов и напитков следит система «Честный знак» (ННЦК). Именно эта организация отслеживает незаконный оборот товаров нанесением средств опознания на продукт. Идентификационные сведения о продукции опубликованы в одноименном приложении и на официальном портале национальной системы. В 2022 году процедуру прошли десятки видов продуктов и медикаментов.
Что касается пива, то маркировка этой продукции запланирована на будущий год. При этом всё согласовано с Ассоциацией производителей пива, национальной системой «Честный знак» и ведомством промышленности и торговли. Результат совещания запротоколировали и подписали руководитель Департамента маркировки продуктов, директор Ассоциации пивоваров и председатель ЦРПТ.
Руководитель Центра развития перспективных технологий пообещал обеспечить концерны специализированным оборудованием и уникальными кодами за свой счет, но на условиях нулевой рассрочки.
Этапы маркировки пива
На совещании Минпромторг, ННЦК и Департамент цифровой маркировки утвердили не только дату начала, но и даты остальных этапов нанесения кодов. Так, в протоколе указано, что специалисты будут наносить идентификационные машиночитаемые шифры в три шага:
- 01.04.2023 ─ напитки в кегах;
- 01.10.2023 ─ в «стекле» и пластиковых бутылках;
- 15.01.2024 ─ баночные напитки.
Причем это касается не только алкогольных напитков. Полный перечень указан в правительственном Распоряжении № 792-р:
- безалкогольное пиво, пивные напитки;
- сидр;
- сброженные, игристые напитки.
Однако максимальная концентрация спирта должна составлять не больше 7% оборотов. Использовать коды идентификации вправе заводы-изготовители, розничные торговые предприятия и учреждения общепита.
По состоянию на август 2022 года законопроект, который бы уточнял порядок маркировки пивной продукции, отсутствует. Также нет конкретного списка объектов процедуры. Скорее всего, соответствующий нормативный акт появится перед стартом цифровой маркировки пивоваренных напитков.