10 марта 2022 года российское правительство утвердило постановление № 336, в котором отражен порядок проведения налоговых проверок. В соответствии с документом ФНС скорректировала правила организации контрольных процедур и возбуждения административных дел. Теперь проверять организации можно с согласия прокуратуры.
Когда необходимо согласовывать мониторинг с прокуратурой
Согласно п. 3 постановления № 336, в 2022 году мониторинг по соблюдению законов, касающихся работы ККТ, будет проводиться только на основании соответствующего решения, которое вынесет местная прокуратура. При этом согласовывать действия может не рядовой сотрудник, а начальник либо его заместитель.
Здесь же в абз. «б» отмечены случаи, когда контрольные мероприятия необязательно проводить с согласия органов прокуратуры. Например, ФНС может самостоятельно прийти в компанию:
- по поручению российского президента;
- по просьбе Председателя Правительства либо его заместителя;
- если этого потребовал прокурор по ходу надзора за соблюдением законодательства относительно прав гражданина на основании поступивших материалов;
- при наступлении события, указанного в программе проверок независимо от моратория в 2022 году;
- когда подконтрольное лицо предоставляет информацию о выполнении предписания или другого вердикта надзорного ведомства для получения или возобновления разрешения на дальнейшую работу;
- внеплановые выезды для подтверждения статуса, выдачи лицензии или аккредитации на работу в соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ № 294.
Как возбудить дело о нарушении КоАП РФ
Помимо прочего, налоговое ведомство утвердило правила возбуждения административной ответственности с учетом постановления № 336. На основании Письма № АБ-4-20/4732 сотрудники инспекции не могут наказать организацию за нарушение российского КоАП без проверки, в которой не участвовали должностные лица подконтрольной фирмы.
При этом согласно п. 2 ст. 90 ФЗ № 248, при обнаружении проступка проверяющий орган обязан отправить соответствующий акт в уполномоченное ведомство, чтобы последнее приняло решение относительно привлечения нарушителей к ответственности.
В ст. 9 постановления № 336 правительство сообщает, что проверяющие могут самостоятельно привлечь организацию к административной ответственности, но только по итогам надзорной процедуры с участием самого предприятия. Причем этот порядок эффективен и в тех случаях, когда правонарушения выявили сотрудники, ведомства местного самоуправления, прочие госорганы либо проступок отражен в АИС.
На основании этих фактов инспекция пришла к выводу, что возбуждение административных и уголовных дел возможно только после проведения соответствующих процедур и с разрешения прокуратуры.
Что касается предписаний об исправленных нарушениях, то соответствующие приказы не выдают, если ошибки влекут угрозу жизни или здоровью граждан, провоцируют ЧС природного характера или наносят вред обороне и безопасности страны. В этом случае сведения необходимо зафиксировать в соответствующем акте.