12 мая 2022 года в Госдуму поступил текст законопроекта о легковом такси. Сейчас документ находится на рассмотрении. Ранее правительство не утверждало профильных нормативных актов, поэтому службы такси работали в соответствии со ст. 33 ФЗ № 259.
Цель введения закона о такси
В пояснительной записке транспортное министерство комментирует инициативу по введению законопроекта тем, что за последние 5 лет резко повысился спрос на услуги легкового такси. И как следствие возникла потребность в грамотной организации перевозок, чтобы избежать последствий.
Поэтому Министерство транспорта РФ предложило на рассмотрение соответствующий закон с целью автоматизации процессов. Несмотря на обилие агрегаторов такси, которые «выкупили» малые службы заказа, предложенные сервисы частично удовлетворяют потребности клиента. Поэтому автоматизация позволит:
- продавать больше смартфонов;
- упростить процедуру заказа;
- снизить тариф на поездки;
- сократить время подачи ТС;
- таксопаркам перейти на сотрудничество с агрегаторами;
- отказаться от личных диспетчерских, что сэкономит средства на их содержании;
- увеличить количество ТС и водителей за счет привлечения граждан «на подработку».
По статистике, 78% россиян вызывали такси через приложения, 21,5% ─ по телефону и только 0,5% оформляли поездку на сайте.
К тому же некоторые условия обеспечат безопасность водителя и пассажира. А сведения о поездке будут регистрировать на информационном ресурсе федерального масштаба. Сейчас данные доступны только агрегаторам.
При этом разрабатывать ГИС будут на деньги из федеральной казны, а средства распределят на условиях госконтрактов. Необходимая сумма уже подсчитана и опубликована.
А здесь указан подробный расчет стоимости.
Запланированные изменения
Если говорить о нововведениях подробнее, то Минтранс предлагает сформировать три вида информационных порталов для регионов. Каждый из них отражен в соответствующих пунктах законопроекта:
- Региональный перечень агрегаторов легковых такси, в котором будут указаны сведения о перевозчиках. Например, о наличии лицензии, информацию об организации, о прохождении срочной и единовременной медкомиссии.
- Список региональных легковых такси, которые соответствуют нормам ст. 9 законопроекта. Например, записи об особенностях и классе автомобиля, также отразят данные о водителе.
- Реестр областных диспетчерских служб легкового такси с информацией о небольших компаниях, ИП, об их лицензировании.
Также согласно п. 10 ст. 14 законопроекта, службы перевозок будут обязаны отправлять информацию о поездках, водителях и пассажирах в ФСБ. Для упрощения взаимодействия разработают автоматизированную систему, интегрированную с базой данных такси. Дополнительно к этому Минтранс предложил перечислить ситуации, когда перевозчик отвечает за причинение ущерба здоровью, жизни, имуществу и пассажиру.
Следующее нововведение существует и сейчас в некоторых ТС. Однако в п. 6 ст. 9 закреплена информация, что владелец обязан оборудовать машину устройством слежения за вниманием и состоянием водителя. Оборудование предоставит или оплатит перевозчик.
А вот если шофер не оплатил 3 и более штрафов, связанных с вождением, то на основании п. 2 ст. 12 ему запретят работать в службе.
Что касается самозанятых, то они тоже вправе быть перевозчиками. Но гражданам потребуется заключить контракт с диспетчерской службой такси, работающей через интернет.