Регулятор сообщил, как применять особые меры воздействия к предприятиям, которые занимаются приемом платежей от обычных граждан (оператор по приему платежей). Положения включают как требования об устранении нарушений, так и порядок назначения штрафов.
Механизм выявления и реагирования на нарушения
Когда Банк России обнаруживает ошибки в деятельности оператора по приему платежей, который не состоит в саморегулируемой организации (СРО), то он вправе наказать компанию. При этом некоторые виды нарушений, которые связаны с работой со специальными счетами и использованием ККТ, рассматриваются отдельно.
Теперь в течение 40 суток после того, как правонарушение выявится, регулятор примет решение об использовании одной или нескольких мер воздействия. Например, он может потребовать устранить ошибки или предъявить штраф. Финансовые санкции при этом используют только в том случае, когда оператор нарушил правила расчетов с поставщиками.
Для тех компаний, которые числятся в СРО, действует особый порядок: если СРО уже применила к нарушителю свои меры воздействия, ЦБ РФ вправе воздержаться от дополнительных санкций. Чтобы уточнить, получил ли наказание виновник, регулятор отправляет запрос в СРО, которая обязана ответить в течение пяти рабочих дней.
Данный порядок вступает в силу с 1 октября 2025 года после официального опубликования и утверждения Советом директоров Банка России.
Как принимаются решения о применении мер?
Окончательное решение принимает руководитель филиала Банка России или сотрудники, уполномоченные за контролем в сфере национальной платежной системы. После этого, как оператору направят официальное предписание, содержащее:
- полные реквизиты организации;
- описание нарушения, где перечислены нарушенные нормы;
- сведения о применяемых мерах;
- сроки исправления ошибок;
- величина штрафа, если применимо;
- требования к подтверждающим документам.
Документооборот в рамках этой системы осуществляются в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте ЦБ РФ. Это обеспечивает оперативность и надежность документооборота между всеми участниками процесса.