Минэкономразвития предложил внести новшества в сфере гостеприимства России, опубликовав проект изменений. В положениях документа утверждены единые стандарты качества обслуживания в средствах размещения любого вида и класса ─ от стандартных гостиниц до кемпингов.
Суть законопроекта
Новый свод правил предлагает комплексное решение существующих проблем. Ключевые положения подразумевают внедрение современных технологий и установление четких стандартов обслуживания:
- разработана удобная система электронного заселения через специализированный сервис MAX;
- подготовлены унифицированные правила для всех категорий гостей, включая иностранных граждан;
- для клиентов обеспечили гарантии, если гостиница не сможет заселить их в забронированный номер;
- были сформированы единые критерии качества обслуживания.
По мнению депутатов, введение единого стандарта повысит уровень защиты прав потребителей, позволит стандартизировать качество услуг, снизит количество конфликтных ситуаций между гостями и администрацией, а также способствует развитию туристической отрасли в целом.
Сроки реализации проекта тщательно проработаны. Документ вступит в силу 1 марта 2026 года и будет действовать в течение шести лет. Этот период позволит всем участникам рынка адаптироваться к новым условиям и полностью интегрировать обновленные стандарты в свою деятельность.
Коротко о правилах
В новых правилах Минэкономразвития утвердило, помимо прочего, как бронировать номер, заселять постояльцев, а также уточнил обязательства сторон:
- Бронирование. Теперь гостиницы будут предлагать два основных варианта ─ возвратный и невозвратный. В первом случае клиент может отменить бронь и вернуть 100% предоплаты, а при невозвратном варианте ─ часть суммы. Причем администрация обязана заранее информировать гражданина о выбранном типе бронирования.
Что такое невозвратный тариф в правилах бронирования номеров?
- Договор проживания. При бронировании с человеком заключается договор, который защищает права обеих сторон. В нем уточняют реквизиты гостиницы, личные данные гостя, категорию и номер комнаты, период проживания, время заезда и выезда, а также условия бронирования.
- Документы для заселения. Для российского гражданина потребуется паспорт или водительские права, военнослужащие могут предъявить военный билет. Чтобы заселить ребенка в возрасте до 14 лет, необходимо присутствие родителей или законных представителей с их документами и согласием на заселение.
- Права и обязанности сторон. Гость имеет право на круглосуточную поддержку персонала, бесплатный вызов скорой помощи, пользование аптечкой, доставкой корреспонденции, на услугу «будильник» и кипяток в номере. Гостиница обязана обеспечить комфортное проживание в соответствии с оплаченной категорией номера.
- Особенности оплаты. Система оплаты может быть как посуточной, так и почасовой. При раннем заезде доплата не может превышать сумму за половину суток, а при позднем выезде условия определяются правилами гостиницы.
- Время заезда и выезда устанавливается гостиницей с учетом местных особенностей. Разница между выездом предыдущего гостя и заездом нового не может превышать 3 часов.
Новый свод правил не коснется гостевых домов, чья деятельность регулируется отдельным законом о проведении эксперимента в туристической сфере. Это создает особую правовую нишу для данного сегмента гостиничного бизнеса.