8 августа 2024 года власти запретили продавать несовершеннолетним гражданам безалкогольные тонизирующие напитки (энергетики). Решение обосновали тем, что состав негативно влияет на здоровье, поэтому несформированный детский организм более подвержен заболеваниям. И с 1 сентября 2025 года будут действовать особенности рекламы таких напитков.
Тонизирующие напитки ─ это безалкогольные или слабоалкогольные напитки, в составе которых есть растительные стимулирующие вещества, много сахара, витаминов группы B, угольной кислоты и др. Некоторые из этих компонентов сами по себе не опасны. Однако в энергетиках они часто превышают допустимую норму.
Как рекламировать энергетики?
Требования к распространению тонизирующих напитков похожи на те, которые предъявляют к продвижению алкогольной продукции. Однако, рекламируя безалкогольные энергетики, нужно обязательно предупреждать граждан о том, что чрезмерное употребление напитков опасно для здоровья. Длительность отражения этой информации зависит от того, где вы размещаете рекламу:
- на радио ─ от трех секунд;
- на телевидении, в кино или видеообслуживании ─ от пяти секунд на площади, которая составляет не менее 7% от общей площади кадра;
- другими способами, например, публикуя в блоге ─ от 7% рекламного пространства.
За соблюдение этих требований отвечает рекламодатель и рекламораспространитель. Если вы нарушите условия, то понесете гражданско-правовую или административную ответственность. Размер штрафа составит:
- для граждан ─ 2 000 — 2 500 ₽;
- для уполномоченных сотрудников ─ 4 000 — 20 000 ₽;
- для организаций ─ 100 000 — 500 000 ₽.
Гражданско-правовая ответственность подразумевает судебное разбирательство, если потребитель пострадал из-за вашей рекламы. Например, вы не указали, что энергетик опасен для здоровья, и человек отравился им. В такой ситуации он подаст иск о материальной или моральной компенсации.
ФАС может потребовать опровержения информации, например, о пользе энергетика через арбитражный суд. Для этого госорган обязан документально доказать вред напитка, выдать предписание и приостановить рекламу до тех пор, пока вы не объясните потребителю, что продукт опасен для здоровья.
Почему энергетики запретили несовершеннолетним?
Власти запрещают продавать тонизирующие напитки несовершеннолетним не только из-за состава, но и на основании некоторых научных публикаций. В них подробно описаны реальные примеры побочных эффектов, возникающих, если превысить дозировку любого из компонентов энергетика. У подростков:
- повышается риск развития гипертонии, инфарктов, инсультов;
- возникает бессонница, депрессия, тремор, агрессивное поведение, проблемы с ЖКТ.
Кроме того, высокое количество сахара провоцирует развитие ишемической болезни сердца, диабета второго типа, метаболического синдрома и почечной недостаточности. А некоторые составляющие энергетика несовместимы с антидепрессантами, антипсихотиками и релаксантами, усиливая их побочное действие.