В последние годы контроль за продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции становится все более актуальным. В связи с этим Росалкогольтабакконтроль разработал новые критерии, которые помогут формировать планы проверок в местах реализации алкоголя в регионах.
Важность составления плана проверок
Ежеквартальные проверки соблюдения обязательных требований продавцами алкогольных напитков проводятся всегда по утвержденному плану. План проведения выездных обследований формируют надзорные органы. При этом проверять будут не все компании, а только те, которые соответствуют следующим условиям:
- контролируемое лицо ранее нарушало «алкогольное» законодательство;
- продают большие объемы спиртосодержащих напитков;
- географические особенности и плотность населения в регионе также влияют на частоту проведения проверок;
- на деятельность продавца жалуются потребители или граждане, которые находятся рядом с точкой продаж.
Все критерии формирования плана Росалкогольтабакконтроль согласовывает с Минэкономразвития и Минпромторгом.
Что будет, если надзорные органы обнаружат нарушения?
Если в ходе выезда надзорные органы выявили нарушения, то они составят соответствующий акт с указанием ошибок и предписанием об их устранении. Спустя установленный срок госорганы повторно придут с проверкой, чтобы уточнить, исправлено ли нарушение.
Когда контролеры выясняют, что закон нарушен лицом, у которого выявлялись подобные проступки в течение предыдущего полугода, то госорганы вправе провести немедленную контрольную либо мониторинговую закупку. Об этом решении не нужно уведомлять прокуратуру, равно как и согласовывать закупку. Сведения о последней обязательно внесут в единый перечень надзорных мероприятий в течение суток с момента окончания закупки.
Критерии выездных обследований
Итак, в перечень характеристик формирования плана проверок региональных продавцов алкоголя власти добавили следующие:
- привлечение контролируемой организации к ответственности в течение предыдущего года за несоблюдение требований в сфере розничной торговли алкоголем;
- поступление в региональный орган надзора в течение года с момента последней проверки двух и более жалоб от потребителей с последующим обнаружением нарушений, указанных госорганом в СМИ;
- выдача разрешения на розничную продажу алкоголя в общепите в течение года с момента последнего выездного обследования, проведенного в местах продажи, т.е. на предприятиях общепита с аннулированной или просроченной лицензией на торговлю алкогольными напитками;
- наличие у контролируемой компании остатков алкоголя по прошествии 2 месяцев с момента аннулирования лицензии на розничную реализацию в общепите;
- изменение объема продаж алкоголя более чем на 30% по итогам 3 месяцев, которые предшествуют дню формирования плана проверок, относительно 3 месяцам, которые предшествуют им.
Один либо несколько этих признаков учтут, если они обнаружатся в течение года до составления плана. Сами же критерии будут применять до 1 сентября 2026 года.