С 1 сентября 2025 года лифты и шахты многоквартирных домов (МКД) будут обслуживать специальные компании, которые включены в особый реестр. Сейчас такого перечня нет, поэтому ТСЖ, ЖК или другие владельцы МКД пользуются услугами организаций, у которых есть разрешение на техобслуживание лифтов, или делают это самостоятельно. Дополнительно власти разработают типовой договор.
Основные изменения в ТО лифтов, шахт и помещений в МКД
Депутаты ГД РФ утвердили положение о том, что если в МКД есть лифты, то их надо содержать в исправном состоянии, регулярно проводя техобслуживание, а при необходимости ремонтируя. С 1 сентября владельцы МКД смогут привлекать к ТО предпринимателей и компании, которые включены в реестр предприятий, специализирующихся на работе с лифтами, в том числе уполномоченных на профилактические мероприятия. А на период аварийно-диспетчерских работ жителям запретят пользоваться оборудованием.
Договор с такой организацией на техобслуживание лифта заключает управляющая компания, ТСЖ или жилищный кооператив. Если домом управляют непосредственно жильцы, то договор подписывают собственники квартир. Аналогичную сделку может заключить застройщик, но только до момента сдачи МКД в пользование.
Типовую форму документа правительство утвердит позднее. В договоре управления МКД надо уточнить, что управляющая компания обязана заключить эту сделку с организацией по ТО лифтов. Стоимость за техобслуживание будут рассчитывать опираясь на указания по определению тарифа, находящиеся в разработке.
Московские власти могут предъявить индивидуальные требования к предприятиям, которые обслуживают лифты в МКД.
Обязанности специализированных «лифтовых» организаций
За тем, чтобы лифты работали безопасно и бесперебойно, следят специалисты эксплуатирующей компании. Для этого они комплектуют штат из квалифицированных аттестованных сотрудников, которые своевременно устраняют неисправности в работе оборудования, а также проверяют, соблюдены ли требования к безопасности лифтов.
Поэтому спецорганизации обязаны обеспечивать:
- в кабине бесперебойную двустороннюю связь с диспетчером, хорошую циркуляцию воздуха;
- плавное торможение лифта во время остановки;
- блокировку дверей при входе и выходе людей.
Должностные лица и руководители компании дополнительно ведут документацию и протоколируют каждый случай ТО с последующей архивацией документов. Вероятно после того, как официально изменятся правила проведения техобслуживания, Ростехнадзор отредактирует и требования к «лифтовым» компаниям.