Представители Росфинмониторинга отредактировали порядок контроля компаний по антиотмывочной деятельности. Например, ведомство сможет продлить срок проверки, потребовать дополнительный пакет документов или пересмотреть показатель риска. Все новшества уже закреплены законодательно, но не вступили в силу. Новый Приказ начнет действовать, когда потеряет силу аналогичный регламент, унифицированный Приказом № 191.
Напомним, документы вступают в силу спустя 10 суток после регистрации в Минюсте, если положения не говорят о другом. Текущий регламент начал действовать через 2 месяца после фиксации в Минюсте. Значит есть вероятность, что новшества внедрят с января 2023 года.
Объекты проверки Росфинмониторинга
Госслужба по контролю за финаудитом отслеживает деятельность компаний, связанную с денежным оборотом. Многие организации, относящиеся к экономической отрасли или связанные с обращением валюты, скупкой дорогостоящих товаров, способны на махинации. Поэтому Росфинмониторинг ведет так называемую антиотмывочную деятельность. А так как в последнее время участились случаи нелегального оборота, законодательство в этой сфере пришлось изменить.
Так, власти обновили перечень предприятий, которые нужно проверять чаще. И согласно ст. 5 ФЗ № 115, корректировки направлены на следующие компании:
- лизингодатели, зарегистрированные в качестве организаций;
- операторы по приему платежей;
- финансовые посредники и агенты;
- брокеры по страхованию граждан и организаций;
- посредники-организации или -предприниматели при сделке купле-продаже недвижимости;
- компании-скупщики драгоценных металлов, камней, ювелирной продукции.
На основании п. 2 Положений к Постановлению № 219 эти правила не распространяются на ЦБ РФ. Исключение составляют случаи, когда нарушения выявили во время дистанционной проверки, или госслужба получила информацию о противодействии легализации от третьих лиц.
Сразу отметим, контролируемые фирмы имеют права, которые ревизоры не вправе нарушать. Так, на основании п. 11 Постановления № 219, объект проверки может:
- присутствовать во время мониторинга и отвечать на вопросы;
- запрашивать сведения и право на аудит от контрольного органа;
- знакомиться с итогами процедуры;
- в досудебном порядке обжаловать поступки и решения ревизоров, которые нарушили законные права компании.
Новые правила мониторинга
Порядок финпроверки по отмыванию нелегальной прибыли несильно изменился. Однако корректировки позволят углубиться в детали, что повысит эффективность контрольного мероприятия. Новые правила опубликовали в Приказе № 192. С учетом того, что алгоритм достаточно объемный, отметим основные перемены.
Росфинмониторинг может переоценить уровень риска. Эта возможность позволит ревизорам назначить дополнительный визит и подобрать метод оценки. Так, в п. 16 и 17 четко отражено соответствие проверки уровню риска:
- высокий ─ нужен внеплановый документарный выезд;
- повышенный ─ необходим плановый документарный мониторинг;
- умеренный ─ достаточно регулярно проводить дистанционную проверку;
- низкий ─ финаудит не нужен.
При этом представители контрольного органа вправе пересмотреть тип риска на определенных условиях. Например, если через месяц после получения письма о вероятном правонарушении компания не дала никакого ответа.
Ведомство вправе пролонгировать мониторинг на неопределенный срок. Однако на основании пункта 11 должно наличествовать одно из условий:
- компания не предоставила требуемые документы в установленный срок;
- руководитель фирмы сам просит продлить сроки;
- рассмотрение и анализ комплекта бумаг требует больших временных затрат;
- возникла эпидемия, ЧС природного или техногенного типа.
Если раньше госслужба по контролю за финоборотом имела право на требование конкретной документации, то теперь может запрашивать дополнительную. Контрольное ведомство должно оформить запрос официально, указав в нем:
- дату создания требования;
- номер и дату приказа о проведении мониторинга;
- список необходимых документов;
- приложить бумаги, подтверждающие полномочия ревизоров;
- период предоставления запрошенных документов.
Причем контролируемый объект не вправе противиться и обязан предоставить все, что требует ревизор.