26 марта 2025 года Ространснадзор ввел систему поощрений для перевозчиков в сфере гражданской авиации. Теперь ведомство будет ежегодно оценивать уровень добросовестности компаний, проверять их деятельность и на основании результатов стимулировать нематериальными наградами.
Как Ространснадзор стимулирует «добросовестность»?
Порядок, которым ведомство пользуется для мотивации коммерческих авиакомпаний, называются мерами стимулирования добросовестности. Эти мероприятия обязывают перевозчиков соблюдать требования, за что Ространснадзор присвоит им репутационный статус, снизит категорию риска или разрешит бесплатно прорекламировать услуги.
Чтобы оценить, насколько деятельность авиакомпании соответствует требованиям, ведомство учитывает пять критериев. А затем основываясь на результате, присуждает баллы. Они влияют на репутационный статус и коэффициент риска. Процедуру проводят один раз в год в тех компаниях, которые занимаются гражданскими авиаперевозками не менее 12 месяцев. Спустя 15 дней после проверки, Ространснадзор разместит на своем официальном сайте ее результаты. В описании ведомство укажет нематериальное поощрение, которое заслужил авиаперевозчик.
Ространснадзор проверяет, соблюдает ли авиаперевозчик обязательные требования в рамках госнадзора, оценивая категорию риска ─ высокий, средний или низкий.
По каким критериям определяют уровень добросовестности?
Добросовестность выполнения требований к гражданским авиаперевозкам определяют учитывая пять критериев, относящихся к последним двум годам до момента проверки:
- сколько было авиапроисшествий, катастроф;
- соблюдены ли сроки подачи отчетов и других документов;
- выполнял ли перевозчик предписания от надзорных органов;
- открывал ли доступ к локальным ИС и базам данных;
- все ли требования соблюдал.
Далее ведомство присваивает каждому критерию баллы ─ от 0 до 100, сумму которых рассчитывает в зависимости от того, насколько деятельность авиакомпании соответствует требованиям. Максимальное количество для каждого критерия ─ 20 баллов.
Чтобы получить привилегии, не обязательно получать 100 баллов. Например, Ространснадзор снизит категорию риска, если коммерческий авиаперевозчик наберет 85 баллов.
Надзорные органы проверяют авиакомпанию на основании распоряжения, которое составил и подписал руководитель Ространснадзора или подведомственного учреждения. В ходе мониторинга они вправе опрашивать сотрудников, требовать документы, письменные объяснения, осматривать помещения и проводить экспертизу. Если все-таки нарушения выявят, то примут меры в рамках закона о госнадзоре.