В современной финансовой системе появилась программа поддержки российских заемщиков, которые столкнулись со сложностями при погашении займов, особенно если в качестве залога выступает недвижимость. Новый механизм позволяет банкам и финансовым организациям предложить заемщикам пересмотреть условия кредита или найти альтернативные способы облегчить долговую нагрузку.
Система урегулирования задолженности и права заемщиков
Когда вы нарушаете условия кредитного договора, то банк вправе потребовать полный возврат денег с процентами либо расторгнуть контракт. Если вы не вносите платежи в течение более 2 месяцев подряд за последнее полугодие, то банк предупредит об этом за месяц до предполагаемых санкций. При небольших задержках ─ менее 2 месяцев ─ вам сообщат об этом за 10 суток после просрочки платежа. Уведомления могут приходить разными способами:
- через личный кабинет банка;
- СМС-сообщения;
- электронную почту.
Если эти каналы вам недоступны, то банк использует способ связи, который указан в договоре. После того, как вы получите от банка предупреждение, необходимо в течение 10 суток заявить о помощи финансовому уполномоченному. Для этого заполните заявление, подпишите его и приложите согласие на обработку персональных данных.
При изменении условий кредита банк должен получить согласие поручителей и залогодателей, если они есть. После внесения изменений необходимо обновить запись об ипотеке.
Защита прав заемщиков и работа с финансовыми уполномоченными
Если вы взяли кредит и считаете, что банк или кредитор допустил ошибку, вы можете обратиться к финансовому уполномоченному. Это возможно в двух случаях: если банк нарушил закон или изменил условия договора после того, как вы договорились о погашении долга.
Подать жалобу нужно в течение двух месяцев с момента, когда вы узнали о нарушении. Это можно сделать через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного, через портал Госуслуг, если у вас есть электронная подпись, или лично в МФЦ. После рассмотрения заявления финансовый уполномоченный может принять решение в вашу пользу. В этом случае кредиторам запрещается:
- взыскивать залог;
- расторгать договор;
- требовать досрочного погашения;
- обращаться в суд с заявлением о банкротстве;
- заключать новые кредитные договоры;
- переуступать права требования.
Процесс рассмотрения заявления включает несколько этапов: после получения обращения финансовый уполномоченный в течение двух суток запрашивает кредитную историю и направляет копию заявления кредиторам. При необходимости вы должны предоставить дополнительные документы. Решение принимается в течение 10 рабочих дней.
Если комплект документов неполный, вы самостоятельно отозвали заявление или умерли, а ваши правопреемники отказались от дальнейшего рассмотрения дела, то запрос прекратят обрабатывать. Уведомление о завершении проверки всех участников направят в течение одних суток.
Также заявление не примут, если оно не соответствует требованиям, в том числе содержит нецензурную лексику, суд уже вынес вам приговор, вас признали банкротом или сумма долга менее 25 000 ₽.