Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Власти изменили порядок работы маркетплейсов

401

Антимонопольная служба РФ подкорректировала закон о конкуренции в отношении доминирующего положения для маркетплейсов, наложив на него запрет. Однако его нельзя использовать только при трех условиях. Например, если сетевой эффект спровоцирует условия оборота товаров на цифровой площадке либо если ее суммарный доход составит более 35% от полученной прибыли.

Госдума вместе с ФАС разработала поправки в ФЗ № 135, который регулирует закон о конкуренции для торговых онлайн-площадок. В частности, в ФЗ № 301 власти опубликовали особенности работы для продавцов и владельцев этих платформ, через которые покупатели будут приобретать товар.

Эти изменения начнут действовать 1 сентября 2023 года.

Анализ доминирующего положения

В первую очередь представители антимонопольного ведомства наложили запрет на злоупотребление доминирующим положением. Чтобы определить превышение норм, госорганы будут следовать положениям нового п. 8.1 ст. 5 ФЗ № 135. Однако порядок распространяется в основном на владельцев цифровых площадок. Например, им запретят использовать доминирующее положение, если:

  • обнаруженный сетевой эффект способствует влиянию на базовые условия обращения продукции на рынке, где сделки купли-продажи совершают через цифровую площадку;
  • часть таких сделок в стоимостном выражении составляет более 35% от суммарного объема соглашений на рынке;
  • доход владельца за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

В то же время согласно новой ст. 10.1 ФЗ № 135, правообладатель площадки вправе доказать, что наличие либо отсутствие данных действий вполне допустимо.

Установление и устойчивое поддержание предельно высокой либо низкой монопольной стоимости является исключением и не может быть допустимым ни при каких условиях.

Нюансы проверки нарушения антимонопольных законов

Помимо прочего, ФАС разработала особенности в экспертизе деятельности относительно соблюдения антимонопольного закона маркетплейсами, утвердив новую ст. 9.2 ФЗ № 135. В положениях власти отметили, что госорганы вправе привлекать к проверке экспертов из сторонних организаций. Однако они должны быть аккредитованы на экспертную деятельность.

Что касается самих специалистов, то они должны соответствовать требованиям, которые предъявляет государственный антимонопольный орган. Например:

  • Эксперт должен быть независимым по отношению к председателю, так и к членам комиссии, которые участвуют в рассмотрении текущего дела.
  • Ознакомиться с материалами дела он вправе только с письменного согласия работников госоргана, привлеченного к рассмотрению дела. Получить документы специалист сможет на основании акта приема-передачи, завизированного антимонопольным органом.

Здесь же ФАС делает замечание, что в случае некомпетентности в каком-нибудь нюансе дела эксперт обязан сообщить об этом в мотивированном письме. Запротоколированные результаты проверки и оценки этими специалистами будут учитывать в процессе всех необходимых процедур.

Отметим, эксперт несет ответственность за итоги своей деятельности, поэтому его могут отозвать от процесса. В этом случае ФАС больше не примет его к участию в рассмотрении этого дела. Если специалист совершит аналогичный проступок как минимум еще раз, то его больше не допустят ни к какому делу. Кроме того, в зависимости от правонарушения эксперту может грозить дисквалификация.

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие подборки новостей и событий!
Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ