В практике учета и управления используется несколько классификационных признаков, по которым разделяют затраты. Среди них выделяются затраты на продукт и затраты на период. Разберемся, каков смысл такого подхода и чем различаются эти затраты.
Затраты и их свойства
Разделение затрат, о котором идет речь, применяется в управленческом и бухгалтерском учете. Затраты на продукт – это затраты, формирующие себестоимость продукции производственного характера. Они непосредственно обусловлены технологическими нюансами производства и сбыта продукции, материальны, и подлежат инвентаризации.
Периодические затраты внепроизводственного характера, инвентаризация их невозможна. Они «привязаны» не к изготовлению продукции, а к периоду, в продолжение которого имели место, и непосредственно влияют на величину прибыли, минуя стадию запасов.
Из сказанного вытекают свойства двух видов затрат:
- затраты на продукт существуют при наличии производственной деятельности, практически отсутствуют, если производство приостановлено или свернуто;
- затраты на период присутствуют, даже если производства продукции нет и нет затрат на продукт; их можно рассматривать как убытки отчетного периода.
Состав затрат
От общего понятия затрат на продукт и затрат периода перейдем к их структуре, для более глубокого понимания экономической сути.
Затраты на продукт производственной фирмы состоят из трех основных элементов:
- сырье и материалы прямого назначения;
- заработная плата (оплата труда) прямого назначения;
- накладные расходы производственного характера.
Производственные накладные расходы (общепроизводственные расходы ОПР) включают:
- косвенные расходы материалов, сырья;
- оплату труда вспомогательных работников производства;
- амортизацию производственного оборудования, других объектов основного и вспомогательного назначения;
- расходы на отопление, водоснабжение, освещение всех производственных построек.
В торговле ситуация несколько иная: затраты на продукт выражаются покупной ценой товаров для перепродажи (иные затраты относятся к затратам на период). Так или иначе это затраты, связанные с выпущенной продукцией или закупленными для продажи товарами. Связь сохраняется все время, пока продукция или товар находится на складе, до момента реализации. В момент продажи эти суммы отражаются как расходы в себестоимости реализованной продукции на соответствующем счете БУ.
Такой подход выражает мысль, что затраты на продукт могут не рассматриваться в качестве расходов в том периоде, когда они понесены; напротив, рассматриваются как расходы в периоде реализации товара (готовой продукции). Указанные периоды могут не совпадать.
На самом деле затраты на продукт (в сумме прямых материальных затрат, затрат на оплату труда и ОПР) ложатся не только на стоимость готовой продукции, но и на остаток незавершенного производства. В свою очередь готовая продукция может быть частично реализована, а частично образовать складской остаток.
Затраты на период — это затраты, которые непосредственно не отражаются в себестоимости, все не включенные в предыдущую категорию. Их можно списать в периоде фактического образования.
При всем разнообразии затрат периода, можно выделить:
- расходы на продажу (рекламные, комиссия агентам, складские, транспортные расходы на хранение и доставку);
- административно-управленческие расходы (зарплата руководства фирмы, командировки, амортизация офиса, оборудования в нем, коммунальные расходы офиса);
- выплаты банку по кредитам, проценты.
Затраты на продукт считаются входящими с начала производства до момента реализации, когда они приобретают характер исходящих. Затраты на период непроизводственного характера всегда исходящие, поскольку в подавляющем большинстве не относятся к активам, сразу же уменьшают прибыль.
На заметку! Затраты на продукт по-иному называются «запасоемкие», затраты периода называются также «незапасоемкими».
Производственная себестоимость, коммерческие и административные расходы, т.е. в сумме затраты на продукт и относящиеся к периоду, составляют полную себестоимость продукции.
Два вида затрат в бухгалтерской отчетности
Общие мировые правила учета в настоящее время таковы, что разделение «затраты на продукт – затраты на период» признается обязательным. ПБУ 10/99 в р. 2 закрепляет понятие расходов по обычным видам деятельности, определения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на основе расходов по обычным видам деятельности.
В частности пунктом 9 устанавливается правило: «Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности». Таким образом, подтверждается статус данных расходов как затрат на период, и в периоде возникновения они могут списываться.
Мы говорили ранее, что затраты на продукт в момент сбыта этого продукта отражаются расходами в себестоимости проданной продукции. Отчет о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности содержит строку «себестоимость продаж». Предусмотрена возможность выделить и другие элементы полной себестоимости продукции – расходы по периоду. Заметим, что в управленческом учете может применяться иное, помимо бухгалтерских правил, разделение по типам затрат на продукцию и на период.