Аудиторская деятельность относится к сфере профессиональных услуг, в которой заинтересован широкий круг потребителей. В силу специфики рынка услуг и услуги аудита в частности оценивать качество аудита по жестким критериям, принятым в сфере материального производства, невозможно. Потребность же в качественной оценке весьма велика.
Потребители и критерии оценки
Бухгалтерская финансовая отчетность составляется таким образом, чтобы дать объективную картину финансового состояния фирмы на определенный момент времени. Точно такая же задача стоит и в ходе аудиторской проверки.
Аудиторская деятельность – связующее звено между объектом проверки (фирмой) и потребителями информации. Потребители информации – это государственные структуры, деловые партнеры фирмы, инвесторы, внутренние потребители – управленческий персонал самой фирмы. Потребители информации оказывают влияние на формирование критериев оценки аудита в первую очередь. С другой стороны, и само аудиторское сообщество заинтересовано в повышении профессионального престижа, внося значительный вклад в процесс разработки и применения критериев аудита.
Таким образом, критерии могут устанавливаться:
- государственными регулирующими органами;
- профессиональными саморегулируемыми организациями аудита;
- различными экономическими субъектами – потребителями аудиторской информации.
Последняя группа самая многочисленная и разнообразная. Информационные потребности и ожидания представленных в ней экономических субъектов могут влиять на содержание критериев как прямо, так и косвенно.
На установление критериев влияют и свойства, присущие самой услуге: она неосязаема, несохраняема сама по себе в процессе оказания, можно говорить лишь о зафиксированных выводах аудиторов. В ходе аудиторской проверки аудитор неизбежно общается с клиентом, заказчиком (использует полученные от них сведения, знакомится с потребностями и ожиданиями), уровень его профессиональных навыков может влиять на результаты проверки. Иными словами, исключить влияние человеческого фактора удается далеко не всегда.
На сегодняшний день можно говорить о нескольких подходах к оценке качества аудиторских услуг. Оно определяется:
- рейтингом фирмы;
- требованиями нормативных актов и стандартов;
- оценкой аудиторской проверки, полученной в результате опросов, анкетирования различных потребителей услуг или их групп.
Указанные критерии можно считатьобъективными.
Имеют место и критерии, в основе которых выраженная субъективная оценка, связанная с выгодой и представлениями о качестве работы аудитора одной из сторон:
- хорошее взаимодействие между аудитором и заказчиком услуг, как результат профессионализма исполнителей услуги;
- качество аудита приравнивается к качеству аудиторского заключения (с учетом уровня приемлемого риска аудитора и уровня существенности) и определяется в первую очередь заказчиком; при этом требования заказчика могут быть завышены;
- оптимальное, с точки зрения заказчика, соответствие заключения стандартам и цены; меньшая цена за услугу определенного уровня качества, по сравнению со сложившимися на рынке;
- обоснованные рекомендации, составленные аудиторами и учитывающие перспективы развития фирмы, будущие потребности и запросы; достаточно часто клиентом воспринимаются как доказательство высокого уровня профессионализма.
Законодательство и стандарты
Все указанные подходы прямо или косвенно базируются на действующем законодательстве и стандартах аудита, применяемых к работе аудиторских фирм, отдельных профессионалов.
ФЗ-307 от 30/12/08 «Об аудиторской деятельности» — основной документ, касающийся качества и порядка работы аудиторов в России. О контроле качества работы аудиторов говорится в ст.10 Закона.
Аудиторская фирма, аудиторы обязаны проходить внешний контроль качества работы, участвовать в осуществлении такого контроля через членство в саморегулируемой организации аудиторов. В ходе контроля проверяется соответствие услуг аудита указанному ФЗ; стандартам, правилам и кодексу профессиональной этики, принятым организацией аудиторов.
Важно! Некоторым организациям предписано проходить обязательный аудит (ст. 5-3 ФЗ-307), например, негосударственным пенсионным фондам, государственным корпорациям, государственным компаниям. Саморегулируемые аудиторские организации проверяют их вместе с уполномоченными на это государственными структурами (Указ Президента №41 2/02/16 п. 2-а).
Принципы контроля работы аудиторов и требования к организации контроля устанавливает Минфин (приказ№203н от 18/12/15), в частности уделяется внимание:
- независимости проверки;
- соблюдению тайны информации в ходе проверки;
- профессиональному обучению контролеров;
- информированию проверяемого аудитора о результатах;
- проверке устранения недостатков, выявленных в результате контроля, и пр.
На основании этих принципов аудиторская организация разрабатывает и принимает планы, формы контроля своих членов, сроки контроля.
Статьей 16 ФЗ декларируется создание Совета по аудиторской деятельности. Этому органу определены широкие практические полномочия по установлению правил, стандартов и иных документов, регулирующих деятельность аудиторов, вплоть до общегосударственной политики в данной сфере.
Например, «Единые критерии оценки качества аудита», принятые им, по определенной шкале признаков оценивают качество от 1 до 5 баллов. Единица означает, что нарушений нет, организация полностью соблюдает требования ФЗ-307, стандарты, правила независимости аудиторов и другие документы, упомянутые в законодательстве, а 5 свидетельствует о грубых нарушениях в работе.
«Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов» (последняя ред. от 26/06/20) в числе грубых нарушений называет:
- занятие другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской;
- проведение аудита гражданином, не являющимся индивидуальным аудитором;
- нарушение законодательства о государственной тайне, если в учетных и иных данных клиента есть такие сведения;
- составление заведомо ложного аудиторского заключения;
- проведение обязательного аудита индивидуальным аудитором (ст. 5-3 ФЗ) и ряд других.
Система стандартов аудиторской деятельности, касающихся непосредственно рабочего процесса, представлена:
- федеральными стандартами, утвержденными Минфином;
- федеральными стандартами, утвержденными Правительством;
- стандартами, получившими одобрение Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
В них рассматриваются отдельные вопросы практической работы аудиторов, составления аудиторских заключений, например: формирование мнения о достоверности отчетности, обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, существенность в аудите, аудиторские доказательства, оценка рисков, проверка финансовых прогнозов и целый ряд других.
Регламентация работы аудитора строится с учетоммеждународных аудиторских стандартов и документов, разрабатываемых Советом по международным стандартам аудита IAASB: «Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита», Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» и иных, связанных с ними.
Важным элементом, определяющим качество работы аудитора, закон признает исполнение профессиональных этических норм. Они установлены «Кодексом профессиональной этики аудиторов» (прил. к прот. №47 заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21/05/19).
Например, принцип профессиональной компетентности и должной тщательности кодекс раскрывает так:
- приобретение и поддержание профессиональных знаний и навыков на уровне, обеспечивающем компетентные услуги аудита;
- добросовестные действия в соответствии с профстандартами;
- обоснованность суждений;
- действия в соответствии с требованиями договора внимательно, тщательно и своевременно;
- информирование клиентов, иных пользователей профуслуг об ограничениях, присущих этим услугам.
Основные принципы профессиональной этики, согласно документу, используются для определения уровня профессионального скептицизма, рассмотрения новой информации и изменений в ней, выявления конфликта интересов и многого другого.