В соответствии с положениями ФЗ №69 от 21-12-94 г. «О пожарной безопасности», постановлением Правительства №390 от 25-04-12 «О противопожарном режиме» каждая организация должна быть оснащена средствами пожаротушения, в частности, огнетушителями. Количество и состав этих средств зависят от характеристик помещения: в одних случаях достаточно огнетушителя, а в других – приобретаются сложные дорогостоящие системы пожаротушения. При этом в зависимости от стоимости они могут отражаться в бухгалтерском и налоговом учете как ОС и как МПЗ.
Вопрос: Как отразить в учете затраты на перезарядку огнетушителей?
Договорная стоимость произведенных силами специализированной организации работ по перезарядке огнетушителей, расположенных в офисном здании (используемом в управленческих целях), составляет 72 000 руб. (в том числе НДС 12 000 руб.). В налоговом учете применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
ОСНО
Пусть организация находится на общей системе НО и приобрела огнетушитель. В соответствии с требованиями безопасности были приобретены также топор, лопата, ведро. Стоимость каждого объекта МЦ менее 40000 руб. Можно вести учет отдельно, а можно сгруппировать все приобретения в один инвентарный объект, инвентарный щит. (см. ПБУ 6/1 п. 5,6, ПБУ 5/1 п. 3). И в этом случае его суммарная стоимость, очевидно, будет менее 40000 рублей. Рассмотрим учет приобретенного инвентарного объекта стоимостью 33000 рублей:
- Дт 10-9 Кт 60 — 27966-10 — Отражен в учете пожарный щит.
- Дт 19 Кт 60 — 5033-90 — Отражен в учете НДС.
- Дт 60 Кт 51 — 33000-00 — Оплачены ТМЦ.
- Дт 68 Кт 19 — 5033-90 — НДС к вычету.
Как в налоговом учете списывается в расходы стоимость приобретенных огнетушителей?
Пусть крупная организация на ОСНО приобрела комплекс противопожарного оборудования, в который входят огнетушители, средства оповещения, ведра, лопаты, топоры.
Все ТМЦ, согласно ПБУ (см. выше), приняты к учету как единый инвентарный объект. Его стоимость суммарно составила 75000 руб., а оплата специалистов по установке и наладке – 5000 руб.
- Д 08 К 60 — 63559-32 руб. — Отражена в учете противопожарная система.
- Д 19 К 60 — 11440-68 руб. — Отражен в учете НДС со стоимости системы.
- Д 08 К 60 — 4237-29 руб. — Отражены в учете услуги по установке и наладке.
- Д 19 К 60 — 762-71 руб. — Отражен в учете НДС с услуг.
Как осуществляется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей?
Далее 63559,32 +4237,29 = 67796,61:
- Дт 01 Кт 08 — 67796-61 руб. — Противопожарная система введена в эксплуатацию.
- Дт 60 Кт 51 — 80000-00 руб. — Оплачена система и услуги по ее установке (наладке).
11440,68+762,71= 12203,39: Д 68 К 19 — 12203-39 руб. — НДС к вычету.
Для контроля за движением огнетушителей в составе ТМЦ используют забалансовый учет или применяют ведомости учета инвентаря.
ВАЖНО! Журнал учета огнетушителей от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике организации.
Амортизация
В налоговом учете амортизируемым признается имущество стоимостью от 100 тыс. руб. Следовательно, оба приведенных выше расчета имеют отношение к неамортизируемому имуществу с позиции НУ. В то же время бухгалтерский учет признает амортизируемым имущество от 40 тыс. руб. Во втором рассмотренном примере объект противопожарного назначения, принятый нами к учету, будет амортизироваться в целях БУ.
Чтобы избежать появления временных разниц и дополнительных расчетов, рекомендуется прописать в учетной политике следующее: в налоговом учете аналогично с бухгалтерским стоимость объектов в интервале 40-100 тыс. руб. также будет списываться в течение определенного времени, а не одномоментно. Статья 254 НК РФ (п. 1 пп. 3) позволяет налогоплательщику выбирать способ списания самостоятельно, если объект с точки зрения НУ не является основным средством.
УСН «доходы минус расходы»
Предполагает учет затрат, в том числе и на приобретение противопожарного оборудования. Уменьшение налоговой базы на фактически уплаченную сумму производится:
- сразу;
- поэтапно, равными долями, до конца налогового периода.
Первый случай возможен, если огнетушители учитываются как ТМЦ (инвентарь), а второй – если они включены в учет как ОС.
Напомним, что разделять на доли уплаченную за основное средство сумму для включения ее в расчет по налогу следует поквартально, по числу оставшихся до конца года периодов. Если объект оплачен не полностью, в расчет берется только сумма произведенной оплаты (НК РФ ст. 346.17-2, пп. 4; письмо ФНС №ЕД-4-3/1818 от 06-02-12.). Не забудьте ввести в эксплуатацию приобретенное оборудование, ведь включение в расходы его стоимости в ином случае будет незаконным (НК РФ ст. 346.16-3, пп.1). В стоимость огнетушителей включают и сумму НДС, уплаченную за них поставщику.
Документальное оформление
Оприходование производится стандартными документами, применяемыми при учете основных средств или материалов (акт по форме ОС-1, накладная по форме ТОРГ-1, приходный ордер по форме М-4 и др.).
Важно! Списание огнетушителей целесообразно отразить в локальных актах организации.
Обычно после осмотра ответственного лица составляется служебная записка о невозможности эксплуатации огнетушителя, после чего по договору он передается специализированной организации для оценки и утилизации. Составляется акт дефектации, подтверждающий непригодность к использованию, и документ об утилизации.
На основании этих сведений в бухгалтерии составляют акт списания огнетушителя с использованием бланков первичных документов: актов на списание материалов, актов на списание инвентаря и хоз.принадлежностей, актов на списание ОС, установленных или разработанных в организации форм.
Журнал учета огнетушителей – важный документ, наличие и правильное заполнение которого в первую очередь проверяют пожарные службы. На основании данных, содержащихся в журнале, принимаются решения о дальнейшей эксплуатации или списании огнетушителя. Он содержит сведения о каждом объекте: его номере, марке, времени ввода в эксплуатацию, технических и физических характеристиках, проведенных проверках технического состояния и их результатах. Заверяется запись подписью ответственных лиц.
Сам журнал прошивается и заверяется печатью организации, а также подписью лица, ответственного за пожарную безопасность. Отсутствие этого документа может грозить штрафными санкциями.
На заметку! Проверка огнетушителей производится 1 раз в год, а перезарядка — раз в 5 лет или чаще, в зависимости от его технических характеристик и места установки.
Кратко
- Согласно ФЗ №69 «О пожарной безопасности» и подзаконным актам к нему каждая организация обязана иметь исправные огнетушители: в зданиях, сооружениях, в принадлежащих ей транспортных средствах.
- Огнетушители могут входить в состав инвентарных противопожарных объектов, а могут учитываться самостоятельно.
- В зависимости от стоимости и принадлежности к инвентарному объекту огнетушители могут учитываться на счетах основных средств или материалов. Инвентарь, кроме того, учитывают на забалансовом счете.
- Документация по учету огнетушителей, кроме стандартных форм, включает журнал учета огнетушителей. Его наличие и правильное заполнение проверяется пожарными инспекторами.
- Дефектацию пришедших в негодность огнетушителей проводят специализированные фирмы. Целесообразно поручить им и утилизацию по договору. На основании их заключений бухгалтер списывает огнетушитель в учете.