При расчете выплат сотрудникам, таких как зарплата, премии, пособия, могут быть допущены счетные ошибки. При их обнаружении бухгалтер — именно он чаще всего их и находит — должен уведомить об этом руководство и составить соответствующий акт. В результате всех необходимых действий излишне выплаченные суммы нужно удержать из выплат работника, а недоплаченные — доплатить. Как составить акт об обнаружении счетной ошибки, расскажем в статье.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец акта об обнаружении счетной ошибки .doc
Что такое счетная ошибка
Не каждая ошибка будет считаться счетной, а только та, которая возникла при проведении арифметических действий и при некоторых других моментах. Об этом говорится в письме Роструда от 1 октября 2012 года №1286-6-1 и определении ВС от 20 января 2012 года №59-В11-17. От того, произошла ошибка в результате неверных арифметических подсчетов или нет, зависит дальнейший порядок действий руководства организации. Если ошибку определят как счетную, то тогда наниматель сможет удержать из зарплаты сотрудника излишне переведенные деньги. Такая норма указана в ст. 137 ТК РФ.
Счетными ошибками считаются:
- те, которые возникли в результате неверных арифметических действий (неправильный результат при сложении частей оплаты труда, например);
- те, которые возникли из-за сбоя в бухгалтерской программе;
- те, что получились при неверном механическом вводе данных бухгалтером.
То, что ошибка именно счетная, нужно заверить документально. И только после подтверждения осуществляют те или иные действия. Рассмотрим коротко алгоритм действий работодателя.
Порядок действий при обнаружении счетной ошибки
В случае недоплаты необходимо доплатить недостающую сумму работнику. В этой ситуации сначала составляют акт, потом работник должен с ним ознакомиться (кроме того, работнику может быть отправлено уведомление), а затем работодатель издает приказ о выплате необходимой суммы.
Если работнику переплатили, то в этом случае сотрудник может оспорить основание для удержания. Тогда после ознакомления с актом и при отсутствии согласия работника на удержание из заработной платы работодатель обращается в суд, и все будет зависеть от его решения.
Если работник согласен на удержание, то тогда после акта составляют уведомление о сроках удержания. В нем работник расписывается о том, что согласен с этим. Далее издают приказ об удержании переплаты.
Составляем акт
Утвержденной законодательно формы акта не существует, поэтому его пишут в свободной форме, соблюдая структуру данных документов.
Что нужно указать в акте:
- Наименование компании.
- Место и дату составления акта.
- Наименование (акт об обнаружении счетной ошибки) и номер документа.
- Краткое описание факта: кем и когда обнаружена ошибка, при расчете какой выплаты и какому сотруднику, какова сумма задолженности или, наоборот, излишне выплаченной зарплаты, премии или другой выплаты.
- Подтверждение комиссией факта счетной ошибки. Здесь нужно указать ФИО и должности членов комиссии. Обычно это бухгалтера (главный, кассир), сотрудники отдела кадров.
- Действия, которые необходимы для устранения ошибки: доплатить работнику нужную сумму или удержать ее из заработной платы.
Документ завершают подписи обнаружившего счетную ошибку бухгалтера, а также членов комиссии.
К сведению! При написании акта используют официально-деловой стиль, стараются избегать ошибок. Для распечатывания берут белую бумагу формата А4.