Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — обязательный реквизит компьютерного документооборота. Это не просто знак на файле или сообщении, а программное обеспечение, обеспечивающее констатацию подлинности документа и невозможность его искажения. В официальных организациях его установку производят уполномоченные специалисты, чаще всего – представители Удостоверяющего центра. Свидетельством факта и гарантией корректности этого действия является составление акта установки средства электронной подписи.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта установки средства электронной подписи .docСкачать образец акта установки средства электронной подписи .doc
Законодательный регламент установки средства ЭЦП
Главный законодательный акт, который определяет порядок применения электронной подписи – Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 года № 63.
Дополнительные нормативные акты, детализирующие этот документ:
- Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 г. № 795 «Об утверждении требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи»;
- Приказ ФСБ РФ 27.12.2011 г. № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».
Порядок получения ЭЦП и сертификата ключа ее проверки
Мы уже писали о том, что такое ЭЦП и как её получить. Ниже приводим в кратком содержании очерёдность действий для получения электронно-цифровой подписи и ключа:
- Заключение соглашения – договора о присоединении к регламенту Удостоверяющего центра.
- Предоставление подписанных экземпляров соглашения в Региональный центр регистрации Управления Федерального казначейства по конкретной области.
- Написание заявления – письма о предоставлении ЭЦП.
- Предоставление чистого носителя информации с возможностью записи на него (диск, флешка и т.п.).
- Выдача уполномоченному лицу доверенности на получение ЭЦП.
- Установка программного обеспечения на автоматизированном рабочем месте заявителя.
- Предоставление доступа к порталу Системы удаленного финансового документооборота и подтверждение этого письмом в Региональный центр регистрации.
- Создание электронного ключа. Для чего есть два варианта:
- заявителем или его уполномоченным лицом на его рабочем месте;
- заявителем под контролем оператора на компьютере Федерального казначейства.
Что именно будет делать специалист Удостоверяющего центра
Порядок установки цифровой подписи на компьютере может несколько видоизменяться в зависимости от вида электронной подписи, но чаще всего состоит из таких этапов.
- Установка специальной программы для установки ЭЦП (программа приобретается или берется бесплатно в Удостоверяющем центре).
- Инсталляция сертификата электронного ключа.
- Если необходимо, этот ключ прописывается в компьютерном реестре.
- По окончании работ – оформление и выдача акта установки средства криптографической защиты.
Документы, необходимые для получения сертификата
От ИП-физического лица:
- удостоверение личности;
- СНИЛС;
- Свидетельство о регистрации в налоговой.
От организации – юрлица:
- удостоверение личности уполномоченного лица, выступающего от организации;
- его СНИЛС;
- документ об учреждении организации;
- свидетельство о постановке на налоговый учет.
ВАЖНО! Если ЭЦП планируется использовать в автоматическом режиме, то есть без идентификации по имени, СНИЛС не нужен.
Если нужные персональные данные не будут предоставлены, Удостоверяющий центр откажет в выдаче ЭПЦ и сертификата на его проверку.
Программы для установки ЭЦП
Программное обеспечение для функционирования электронной подписи может быть различным. Сегодня применяются несколько популярных программ для этой цели:
- «Крипто-Про» (самая распространенная, может быть предоставлена бесплатно);
- «Континент-Ап»;
- «Континент TLS- VPN Клиент»;
- «Jinn».
Название и номер средства электронной подписи в обязательном порядке вносятся в акт об установке, если она совершается внешними специалистами.
Структура акта установки средства криптографической защиты
Акт выдается подрядчиками – внешней стороной, привлеченной для установки и настройки работы программного обеспечения по использованию электронной цифровой подписи. В качестве установщиков можно пригласить представителей устанавливающего центра, предоставившего соответствующую программу.
Документ составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны.
Один из экземпляров должен в течение декады с момента установки электронного ключа быть возвращенным в Удостоверяющий центр.
Как любой официальный документ, данный акт содержит стандартные элементы и данные, которые вносятся туда в каждом конкретном случае.
- Стандартные реквизиты («шапка») акта:
- название документа – пишется посередине вверху листа: «Акт об установке средства электронной подписи»;
- номер акта;
- место составления акта (город);
- дата, месяц и год установки.
- Информация, необходимая для внесения в акт:
- наименование устанавливающего центра;
- ФИО специалиста, производящего установку;
- название программного обеспечения (одна из программ электронной подписи);
- серийный номер автоматизированного рабочего места (АРМ);
- место установки (адрес рабочего места, офиса);
- фамилия ответственного лица – представителя пользователя;
- номер экземпляра средства ЭЦП;
- номер карточки учета лицензии Устанавливающего центра;
- дата ее выдачи.
- В акт включается также стандартный текст об условиях использования ЭЦП, об удостоверении его рабочего состояния, об обязательствах пользователя автоматизированного рабочего места.
- Документ скрепляется подписями уполномоченных лиц – программиста, совершившего установку, и системного администратора – представителя предприятия. Он выводится на бумажный носитель, о чем делается отметка в тексте.