Приказ об утверждении положения о персональных данных – относительно новый кадровый документ, который обязан составлять работодатель во исполнение требований законодательства о защите личной информации. Этот документ позволяет обеспечить порядок в организации документооборота предприятия и осуществлять законную обработку личной информации о сотрудниках.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
 - Онлайн просмотр
 - Бесплатная загрузка
 - Безопасно
 
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа об утверждения положения о персональных данных .docСкачать образец приказа об утверждения положения о персональных данных .doc
Правовая основа
Принимая на работу сотрудника, работодатель получает от него следующие данные личного характера:
- Ф.И.О.;
 - адрес регистрации и места проживания;
 - серию и номер паспорта;
 - номер свидетельства ИНН;
 - СНИЛС;
 - о количестве детей, датах их рождения;
 - о семейном положении;
 - о предыдущей работе, сроках, причинах увольнения.
 
Согласно ст. 86-90 ТК РФ организация-работодатель должна придерживаться правил:
- обработки личной информации сотрудников;
 - хранения и пользования данными;
 - передачи личных данных работников.
 
На основании ФЗ «О персональных данных» работникам предоставляется право требовать защиту сообщаемых работодателю сведений. Для обеспечения надлежащей работы с личными данными сотрудников каждая организация разрабатывает Положение о персональных данных работников. В этом документе устанавливаются:
- какие сведения относятся к категории «персональных»;
 - кто имеет доступ к сведениям работников личного характера;
 - как осуществляется сохранность персональных данных (на каком носителе);
 - в каком порядке происходит обработка информации;
 - где фиксируются сведения о сотрудниках (оформляются ли личные дела, карточки, ведутся ли списки и т.д.);
 - на каких основаниях и кому могут передаваться данные о работнике;
 - как защищается доступ к данным (закодирована ли электронная информация, устанавливается ли сейф для материальных носителей);
 - порядок его утверждения и изменения.
 
Приложение может включать образцы заявлений работников:
- о согласии с обработкой своих личных данных;
 - о согласии получения дополнительных сведений в отношении работника.
 
Типовой вариант такого документа по указанию руководства может быть разработан:
- специалистом по кадрам;
 - юристом компании;
 - помощником руководителя.
 
Положение о персональных данных является принадлежащим к категории локальных актов предприятия. Его структура не должна противоречить действующему законодательству РФ.
Работодатель обязан не просто разработать документ, регламентирующий порядок хранения и использования информации о сотрудниках, он должен ввести его в действие. Именно для этого работодателем составляется распоряжение об утверждении разработанного положения.
Содержание приказа
Приказ должен включать в себя следующие элементы:
- Вводную часть, в которой будет указываться:
- наименование работодателя;
 - номер, название и дата приказа;
 - город места составления;
 - основания вынесения.
 
 - Основную часть, в которой прописываются:
 - Заключительную часть, которая содержит:
- указание ответственного за выполнение приказа лица;
 - обязанность довести до сведения работников положения о персональных данных, взять их согласие в письменной форме на обработку сведений;
 - подпись руководителя или надлежащим образом уполномоченного заместителя;
 - дату ознакомления и подпись должностного лица, ответственного за выполнение распоряжения.
 
 
Только после утверждения Положения об обращении с данными работников оно вступает в силу и должно быть доведено до всеобщего сведения под роспись. Для действующих сотрудников подпись проставляется в журнале (реестре) ознакомления. Соответствующий пункт об ознакомлении для новых сотрудников включается в трудовой договор. В качестве отдельного документа целесообразно составить согласие на обработку личных данных, которое должно быть подписано всеми работниками.
Ошибки
При работе с Положением о данных в отношении работников работодатели допускают некоторые ошибки:
- При разработке документа не составляется приказ о его утверждении. При этом работодатель заблуждается в том, что разработка Положения равнозначна введению его в действие или согласию работников на сбор личной информации. На работодателя, который осуществляет обработку таких сведений без письменного согласия субъекта, может быть наложена санкция в виде штрафа в размере:
- до 70 тысяч рублей (для юридического лица);
 - до 5 тысяч рублей (для ИП).
 
 - В документе установлена обязанность представления сотрудником информации о состоянии здоровья, о религиозных или политических предпочтениях, что является незаконным. Исключение составляют случаи, когда получение таких данных:
- обусловлено требованиями законодательных актов (например, при поступлении на службу в органы полиции, прокуратуры и т.д.);
 - необходимо по запросу контролирующих органов (полиции, прокуратуры и т.д.);
 - производится с добровольного согласия работника, предоставленного в письменном виде.
 
 
Если Положение о персональных данных не доведено до всеобщего сведения, на работодателя может быть возложена ответственность по КоАП РФ в размере до 30 тысяч рублей. При привлечении к ответственности работодатель может наказать сотрудника, отвечающего за сбор и хранение информации на рабочем месте (например, объявить выговор). При повторном нарушении соответствующий работник может быть уволен.
Сроки хранения документов
В соответствии с ФЗ «О персональных данных» работодатель должен хранить все локальные акты об обращении с информацией в отношении работников в течение всего срока своей деятельности. Таким образом, наряду с Положением, в организациях постоянно должен храниться и приказ о его утверждении.
Приказ Министерства культуры России от 25.08.2010 №558 устанавливает, что сами сведения в отношении работников, в том числе личные дела, заявления, личные карточки, хранятся в течение 75 лет, в отношении руководителей – постоянно. Результаты обработки информации о среднем возрасте, об образовании, стаже сотрудников государственной службы хранятся постоянно.
