Бланк 12-Ф ─ это статистический отчет, который организации ежегодно направляют в Росстат. Форма подтверждает передвижение денег на протяжении года, включая все расходы и доходы. Подробные разъяснения по заполнению и порядок предоставления 12-Ф даны в Приказе Росстата № 460.
Данный отчет требуют от всех организаций, которые изготавливают продукцию на продажу или предоставляют возмездные услуги. Единый формуляр действителен и для коммерческих, и для некоммерческих юрлиц. Этот же бланк используют представители зарубежных организаций, которые работают на российской территории.
Согласно Общим положениям в указаниях по пользованию бланком, ряд респондентов освобожден от подачи 12-Ф:
- представители МСП;
- государственные ведомства;
- кредитные компании;
- некредитные финансовые организации.
Предприятия, находящиеся в процессе банкротства, фирмы на УСН и подведомственные Минобороны сдают формуляр по стандарту.
Филиалы организации тоже отчитываются по форме 12-Ф, если соблюден ряд условий. Обязательные требования: работа допофиса должна выделяться на отдельный баланс, местная бухгалтерия должна учитывать доходы от реализации товаров, вести учет затрат на их изготовление и продажу.
Куда и в какой форме сдавать отчет 12-Ф в 2022 году
Так как отчетность о передвижении денежных средств в течение года ─ это документ статистики, подавать заполненный бланк нужно в местное отделение Росстата. На основании указаний статистического ведомства филиалы, как и основной офис, должны отчитываться в подразделение, находящееся по фактическому месту пребывания компании.
Если же филиалы находятся за рубежом, то сведения об их деятельности необходимо включить в отчет, который будут сдавать в местные органы. В такой ситуации документ подается электронно.
С 2022 года заполненный бланк 12-Ф можно сдать только в электронном формате, подписав КЭП.
Причем вид электронной резолюции подбирается индивидуально в зависимости от того, кто уполномочен оформлять бланк. Так, законодательно разрешено заполнять и сдавать документы не только руководителю, но и доверенному лицу. Об этом информирует п. 7 ст. 8 ФЗ № 282. Информацию подтвердил Владимир Путин.
Цитата: «2. В отношении субъектов малого предпринимательства положения части 7 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ {…} применяются с 1 января 2022 года.»
Правила заполнения
Бланк 12-Ф состоит из двух частей ─ титульник и сведения об использовании денег. Каждый заполняется в соответствии с указаниями и рекомендациями Росстата.
Титульный лист
В этой части указывают информацию об организации. Но первоочередно в самой верхней строке указывается отчетный период ─ год, за который формируются сведения. Далее заполняются три пункта:
- Адрес ─ полное название фирмы на основании учредительной документации, а в скобках короткое наименование. Филиалам необходимо указать имя допофиса и компании, к которой оно относится.
- В поле почтового адреса прописывается юридический адрес с индексом, который указан в госреестре. Фактическое местонахождение указывают, если оно отличается от юридического.
- Кодовый раздел:
- ОКПО нужен для фирмы без филиалов, которые должны отчитываться по бланку 12-Ф;
- ИНН заполняют и дополнительные, и главные офисы.
Второй раздел «Использование денежных средств»
Суммы, затраченные за отчетный промежуток, необходимо указывать в тысячах рублей. А в третьей графе израсходованные средства отражаются без НДС.
Сведения указывают в разрезе типов расходов, прописанных в столбце 1:
- 293-297 ─ субсидирование долгосрочных вкладов:
- 293 ─ суммарный платеж по приобретению внеоборотного имущества, акций и получения займов;
- 294 ─ затраты из п.п. 295, 296 и 297.
- 303-321 ─ расходы на обслуживающие компании, например, столовые, клининговые. Нормативы отражения и регистрации этих производств необходимо утвердить в учетной политике.
- 322, 323 ─ социальные начисления сотрудникам: на преференциальный отдых, лечение, проезд. Разрешается пользоваться информацией из столбца 11 бланка № П-4.
- 324 ─ расходы на благотворительность.
- 325 ─ переводы на расчетный счет филиалов, которые выделены на отдельный баланс.
- 326 ─ затраты на организацию официальных приемов и обслуживание представительств.
- 327, 328 ─ расходы на банковские, аудиторские услуги и рекламу.
- 329 ─ отчисления на осуществление научно-исследовательских работ в фонды, которые пополняются из коммерческих бюджетов.
- 330 ─ итоговая сумма потраченных денег.
Что касается третьего столбца, то там надо прописать общий объем средств, затраченных на соответствующие цели. А графа 4 отвечает за расходы, которые не облагаются налогами.
Перед подписанием документа требуется проверить бланк на соответствие нормам заполнения при помощи контрольных соотношений. Если 12-Ф оформлен грамотно, то в конце указывается лицо, заполнившее формуляр, контакты, дату и подпись.
Нужно ли сдавать нулевую отчетность в 2022 году
Нулевая отчетность ─ это «пустой» баланс, который появляется, если фирма не вела деятельность. Рекомендации по оформлению «пустой» статистики регламентируются Приказом ФСГС № 617. Второй раздел приказа утверждает, что если в указаниях к бланку нет разрешения на отправку письма о простое, значит необходимо сдавать отчет по стандарту.
То же подтверждает и п. 4 Постановления № 620, в котором нет исключений по сдаче статистической документации. Отсюда следует, что все-таки нужно заполнять и отправлять бланк 12-Ф в Росстат даже в случае приостановления работ.
В нулевом бланке 12-Ф заполняют только титульник. Во второй части ставят прочерки, а на третьей странице указывают сведения соответственно правилам: должность, контакты, резолюцию.
Сроки сдачи 12-Ф в 2022 году и штрафы за нарушение
Отчетный промежуток 12-Ф ─ год, а сам документ необходимо сдавать в первом квартале того года, который идет за отчетным. В зависимости от праздничных дней срок подачи варьируется. Так, в 2022 году сдать бланк 12-Ф можно с 14 февраля по 1 апреля включительно.
За несвоевременный статистический отчет, включая подачу бланка 12-Ф, респонденты несут ответственность по ст. 13.19 КоАП:
- уполномоченные лица ─ 10 000-20 000 рублей;
- организации ─ 20 000-70 000 рублей.
За вторичное правонарушение размер санкции увеличивается:
- уполномоченные лица ─ 30 000-50 000 рублей;
- организации ─ 100 000-150 000 рублей.
Но наказания можно избежать, если внести поправки в течение трех рабочих суток после самостоятельного обнаружения ошибок. Затем вносят корректировки, а к исправленному документу прилагают объяснительную с обоснованием опоздания сдачи и комментариями к правкам.