Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятая 19 мая 1956 года в Женеве, регулирует транспортировку грузов автомобильным транспортом с помощью товарной накладной CMR (ТН CMR). Эту накладную используют российские автомобильные грузоперевозчики, переправляющие товар за границу, начиная с Беларуси. Поэтому CMR является неотъемлемой частью зарубежных перевозок.
Основные задачи накладной:
- фиксация ответственности сторон на начальном этапе сделки;
- закрепление условий договора;
- сопровождение груза;
- пропуск через таможню, так как без CMR сотрудники ФТС не пропустят груз;
- один из документов для судебных разбирательств.
Если вы перемещаете товар другим методом, то понадобится другой документ, а при перевозке по России CMR не нужна.
Чем CMR отличается от обычной ТТН?
Оба вида накладных используют в автоперевозках и содержат информацию о характеристиках, количестве и стоимости перевозимого груза, а также условия доставки и оплаты. Отличие лишь в том, что CMR применяют при транспортировке товаров за рубеж, а ТТН — между организациями и ИП внутри одной страны. На основании этих CMR и ТТН бухгалтеры организаций ставят на учет и списывают груз, проводят расчеты с перевозчиком за его доставку и совершают другие финансовые операции.
При этом для оформления накладных предназначены разные формы. ТТН оформляют по форме № 1-Т, а форму CMR по этой. Однако если бланк ТТН можно распечатать и заполнить, то CMR нельзя. Дело в том, что она обязательно должна быть на самокопирующейся бумаге со сквозной нумерацией. Обычно её продают готовыми комплектами по 4, 6, 10 и 14 копий.
Не требуется использование CMR при перевозке тел умерших, доставке почтовых грузов, так как она регулируется отдельными международными соглашениями, и при транспортировке мебели и других вещей при переезде.
Из чего состоит накладная CMR и как ее использовать?
Бланк накладной CMR состоит из шести страниц, но иногда их количество увеличивается. Каждый реквизит указан на двух языках ─ русском и немецком:
- дата и адрес формирования документа;
- название и адрес отправителя с его подписью;
- название и контакты перевозчика;
- подпись перевозчика или доверенного агента;
- штемпель или печать, которая подтверждает факт принятия груза;
- место отправки и конечная точка маршрута;
- название и адрес получателя;
- сведения о грузе, включая вес, количество, маркировку, нумерацию, и описание его упаковки, опасные обозначают специальным знаком;
- платежи, связанные с перевозкой, например, таможенная пошлина.
В зависимости от вида груза вы можете уточнить дополнительные сведения. Например, если товар хрупкий, то запретите его перегрузку в процессе перемещения, объявите стоимость груза, приложите инструкцию по страхованию или укажите, что отправитель оплатил дополнительно.
Так как CMR-накладная предназначена для отправителя, получателя и перевозчика, ее формируют в трех экземплярах. Затем при необходимости документ предъявляют экспедитору, таможенным и другим органам. Но так как оригинал содержит страницы для каждой из сторон, ее «разделяют» следующим образом:
- одну оставляют отправителю;
- вторую передают водителю или экспедитору;
- третью ─ получателю.
На каждой ставят печать и подпись, причем у отправителя и получателя груза документ остается, чтобы в дальнейшем рассчитаться с заказчиком и учесть оказанные перевозочные услуги. На границе таможенникам передают минимум три страницы CMR. Каждая из них должна быть заверена подписями и печатями отправителя и перевозчика.
Если груз везут разным получателям, то для каждого из них надо заполнить отдельный лист. А если товар для одного получателя везут на разном транспорте, то CMR требуется заполнить на каждый автомобиль.
Как заполнить международную накладную?
Все стороны сделки заполняют CMR в индивидуальном порядке. Мы описали, как это делает каждая из них.
Отправитель
Грузоотправитель начинает заполнять накладную с 1-ой по 15-ую и 21, 22 строку. В ней он указывает:
- название, адреса и страны, из которой и в какую поедет груз;
- место, дату погрузки и разгрузки;
- перечень приложенных документов;
- данные о грузе и его упаковке;
- указания отправителя, например, таможенная обработка;
- объявленную стоимость перевозимого товара, условия и способы оплаты;
- дату формирования CMR и время прибытия груза. Этот лист обязательно подписывают и ставят на нем печать.
При этом, если грузов очень много и их список не умещается в накладной, то к документу можно приложить отдельный перечень с тем же содержимым. Для этого распечатайте или откопируйте соответствующие листы, заполните необходимые поля и укажите их в качестве приложения. В 13-ой графе отправитель указывает данные о таможне и список операций, которые будут совершать на этом пункте. А в 14-ом уточните госномер полуприцепа или контейнера.
Перевозчик и получатель
Перевозчик уточняет:
- данные своей компании в графе 16;
- 17-ую строку заполняют, если груз перемещали разные компании;
- в 18-ой графе можно указать замечания по поводу состояния груза или его упаковки, например, о том, что нарушена целостность товара. Если же эта строка не заполнена, то груз считается в хорошем состоянии;
- в графе 19 и с 27-ой по 29-ую включительно обычно указывают данные о стоимости товара и дополнительных услугах;
- в 23-ей строке уточняют данные о путевом листе, Ф.И.О. водителей, печать компании или название перевозчика, подпись водителя, принявшего груз;
- в 25-ой указывают госномер грузовика;
- в 26-ой строке уточняют марку и модель автомобиля.
После того, как перевозчик доставит груз получатель заполняет 24-ую графу на каждой странице CMR-накладной. В ней уточняет дату, время получения груза, прибытия автомобиля и его отъезда. Причем время пишут в часах и минутах. Одну копию получатель оставляет себе, а две отдает перевозчику.
Какие ошибки при заполнении допускают чаще всего?
Если CMR-накладную заполнить с ошибками, то это может привести к задержкам и штрафам. Мы перечислим те, которые встречаются чаще всего:
- Указан неверный адрес отправителя, получателя или места погрузки-выгрузки. Как раз-таки из-за такого недочета груз может задержаться.
- Неправильно указан вес или описание груза. Эта ошибка грубая, так как из-за нее машину не пропустят таможенные органы, а из-за этого поставка задержится. Кроме того, это требует дополнительных расходов и переоформления документов.
- Не указали дополнительную информацию в то время как она была нужна, например, о том, что товар хрупкий. В такой ситуации экспедитор может повредить груз во время перемещения.
- Из-за неверных реквизитов возникают проблемы с оплатой.
- Указан неверный адрес таможенного пункта. Водитель потеряет время, так как ему придется ехать на другой, чтобы пересечь границу. Эта ситуация, в свою очередь, задерживает рейс, а иногда провоцирует убытки, например, водителю приходится ночевать и питаться во внеплановое время.
- Отсутствие печатей, штампов и подписей хотя бы на одном из листов CMR, где они должны быть. Из-за этого таможенники не пропустят груз и автомобиль.
- Неправильно указали код ТН ВЭД. По этим данным сотрудники таможенного контроля рассчитывают сумму пошлины. Неверный код может снизить размер платежа. А это грозит штрафом: для организаций ─ до 2-кратной стоимости перевозимого товара, для предпринимателей ─ до 20 000 ₽. В тяжелых случаях груз могут конфисковать.
- Информация во всех документах, включая сопроводительные, должна совпадать. Если вы самостоятельно нашли недочет, то зачеркните одной чертой ошибочный текст, но так, чтобы его можно было прочесть. А рядом напишите верную информацию, поставьте подпись «Исправлено», дату корректировки, подпишите и укажите должность ответственного лица.
Недостоверную информацию запрещено затирать краской, заклеивать специальными материалами и т.д. В этом случае документ будет недействительным и его нигде не примут.