С 2025 года в России действует федеральный инвестиционный вычет (ФИНВ), который нужен для снижения суммы налога на прибыль по ОС. По этой причине формирование вычета отражают в декларации по налогу. ФИНВ доступен компаниям из определенных отраслей и лицам с аналогичными расходами. При этом уменьшать налог разрешают с начала года, а неиспользованный вычет — учитывать в течение будущих 10 отчетных периодах.
Что такое федеральный инвестиционный налоговый вычет?
С 1 января 2025 года в России действует федеральный инвестиционный вычет (ФИНВ), введенный в качестве дополнения к региональному (РИНВ). С помощью ФИНВ группа налогоплательщиков вправе снизить размер налога на прибыль в отношении части объектов ОС и НМА, на которые можно распространить вычет.
В частности, вычет разрешат применить к расходам на покупку, производство, доставку основных средств и доведение их до того состояния, при котором ими можно пользоваться. Это касается различной спецтехники и автотранспорта, включая прицепы и полуприцепы. Однако если компания занята не гостиничным бизнесом или общепитом, то ей запрещено применять ФИНВ в отношении квадроциклов и водного транспорта. Помимо этого, сумму налога на прибыль разрешат уменьшить в отношении исключительных прав на промышленные образцы, а также на реконструкцию и техническое перевооружение.
Решение об использовании ФИНВ потребуется закрепить в учетной политике, уточнив все параметры. ФНС предупреждать об этом не требуется.
Кто может воспользоваться ФИНВ?
В соответствии с правительственным Постановлением № 1638 на использование нового вычета, ставка которого составляет 3%, претендуют компании, занятые в определенных отраслях. Например:
- ресторанный, гостиничный бизнес;
- перерабатывающие предприятия;
- добыча полезных ископаемых;
- ИТ-организации;
- поставщики электроэнергии, отопления;
- НИОКР и инновации.
Именно они вправе вычесть сумму определенных затрат из налога на прибыль, который рассчитан по 8%-ой ставке в период с 2025-го по 2030-ый год. К ним могут примкнуть лица, которые понесли аналогичные расходы либо принадлежат той же категории, что и упомянутый налогоплательщик. Последний должен передать тому, кто применяет ФИНВ, сведения о налоговом учете с документальным подтверждением расходов.
В этом случае компания будет входить в единую категорию по следующим параметрам:
- если является прямым или косвенным участником юрлица, чья доля превышает 50%;
- если сторона, которая понесла затраты, прямо либо косвенно участвует в обществе с долей, составляющей более 50%;
- если в обществе либо юрлице прямо либо косвенно задействовано третье лицо, доля чьего участия по аналогии превышает 50%.
Зарубежные компании, являющиеся резидентами РФ, участники СЗПК и банки не претендуют на федеральный инвестиционный налоговый вычет.
Особенности применения ФИНВ
По стандарту, уменьшать налог на прибыль с помощью вычета разрешают с начала календарного года. На текущий момент размер вычета не должен превышать 50% от расходов, из которых формируют изначальную цену ОС и НМА.
Итак, основным правилом расчета ФИНВ является его применение к налогу, который требуется внести в федеральную казну. Причем налог на прибыль должен быть исчислен за отчетный период, когда ОС или НМА ввели в эксплуатацию либо скорректировали их стоимость.
Неиспользованный вычет разрешают учитывать для уменьшения суммы платежа в госбюджет в последующих 10 отчетных периодах. Но только если ФИНВ нынешнего периода превышает величину налога на прибыль, предназначенную именно в государственного бюджета.
Согласно п. 4 ст. 286.2 НК РФ, ФИНВ запрещено использовать, если, формируя стоимость основных средств и нематериальных активов, затраты были увеличены на повышающий коэффициент.
Расчет налога на прибыль с учетом ФИНВ
Чтобы воспользоваться вычетом и уменьшить размер налога на прибыль, потребуется соблюсти утвержденный алгоритм:
- Исчислить налог к уплате, не учитывая ФИНВ, по ставке 8%, затем по 3% и по 5%.
- Рассчитать сумму расходов, в отношении которых используется ФИНВ, и уточнить размер последнего за отчетный промежуток. К полученной сумме разрешено прибавить неиспользованный вычет за предыдущие периоды.
- Сравнить полученную сумму расходов с суммой, которая получена по ставке 5%. Если первый показатель меньше либо равен второму, то требуется включить в вычет все затраты единовременно. При обратной ситуации, когда сумма больше, надо включить в ФИНВ прочие расходы, а неучтенные перенести на будущие отчетные периоды.
- Рассчитать размер налога для внесения в государственную казну по формуле:
Налог в федеральный бюджет ─ Вычет
Отметим, в соответствии с п. 7 ст. 274 НК РФ размер федерального инвествычета надо определять нарастающим итогом так же, как и налог на прибыль.
Пример. Компания претендует на применение ФИНВ, решение о котором зафиксировано в учетной политике.
В 2025 году она не использовала РИНВ и ввела в пользование ОС стоимостью 1,5 млн рублей. При этом налоговая база составляет 20 млн рублей. Сумма налога к уплате в госбюджет ─ 1,6 млн рублей (20 млн рублей x 8%). Из этой суммы:
- 600 000 рублей (20 млн рублей x 3%) ─ по ставке 3%;
- 1 млн рублей (20 млн рублей x 5%) ─ по ставке 5%.
Тогда ФИНВ равен 45 000 рублей (1,5 млн рублей x 3%). А уменьшенный налог, который надо внести в госбюджет, равен 1,55 млн рублей (1,6 млн рублей ─ 45 000 рублей). Эту сумму потребуется внести в единый налоговый платеж.
Нюансы федерального инвестиционного вычета
Если компания продала объект, расходы по которому можно было уменьшить на вычет, либо он выбыл по другой причине ранее, чем по истечении 5 лет с даты введения в эксплуатацию, а срок полезного действия еще не истек, то потребуется сначала вернуть в бюджет ту сумму, на которую уменьшили размер налога на прибыль, а потом уплатить начисленные пени.
В то же время, если сумму налога восстановили, то прибыль от продажи разрешают снизить на стоимость ОС, установленную изначально. А если объект, по которому ФИНВ применяло третье лицо, находился в собственности, то ему потребуется сообщить о ситуации в течение 10 суток.
Это правило не распространяется на ситуации, при которых объект ОС или НМА был ликвидирован.
ФИНВ в декларации по налогу на прибыль
Сведения о федеральном инвестиционном вычете требуется отразить в декларации по налогу на прибыль. Это нужно, чтобы ФНС поняла причину уменьшения суммы и проверила ее достоверность. Итак, ФИНВ указывают в листе 02 и в Приложении № 7:
- Лист 02, где требуется уточнить сумму, на которую снижается платеж, учитывая при этом сумму, предназначенную для уплаты в госбюджет, а при расчете авансовых платежей надо указать сумму, снижающую аванс за ушедший отчетный период.
- В разделе Д Приложения № 7 уточняют максимальный размер ФИНВ, его остаток на конец периода, который разрешают перенести на другие, также уточняют расходы для формирования вычета и остатки неиспользованного ФИНВ начиная с первого.
Чем федеральный инвествычет отличается от регионального?
Региональный вид вычета называется «Инвестиционный вычет по налогу на прибыль в субъектах РФ» (РИНВ), и регулируется ст. 286.1 НК РФ. От федерального он отличается расходами, в отношении которых рассчитывается. Поэтому налогоплательщики вправе воспользоваться только одним из вычетов.
РИНВ могут устанавливать местные власти, корректируя перечень расходов, в отношении которых его применяют, и условия использования. Поэтому и различия будут соответствующими:
- Ставка РИНВ ─ 5% от суммы расходов, а у ФИНВ ─ 3%.
- Порог вычета может составлять до 90%. Федеральный же аналог допускает компенсацию не более 50%.
- РИНВ более гибкий, поэтому будет применяться к налогу на прибыль по ставке не только 8%, но и другие, например, 5%, 10%, 12,5% и даже 0% и т.д. Разумеется, в зависимости от нее и будет меняться максимальный порог вычета.
Отдельно скажем о тех, кому запрещено использовать региональный, но можно применить федеральный инвествычет:
- лица, участвующие в местных инвестпроектах;
- граждане и компании, принимающие прямое участие в развитии проекта «Сколково», «Технополис»;
- резиденты ОЭЗ, СЭЗ, ТОР, свободного порта «Владивосток».
Эти группы претендуют на ФИНВ, однако местные власти вправе изменить этот список. За счет регионального вычета компания может снизить налог на прибыль на сумму пожертвований для НКО и другие расходы, перечень которых гораздо объемнее, чем для федерального аналога.