Как GR‑стратегия помогает бизнесу выживать и расти в меняющемся законодательстве?

55


Сегодня бизнес не может существовать изолированно, так как всегда взаимодействует с государством. Чтобы эффективно общаться с властями, компании разрабатывают GR-стратегию (от англ. «Government Relations» — «отношения с государством»). Это не просто эпизодические встречи, а долгосрочный план, который помогает создать благоприятные условия для бизнеса.

Что такое и зачем нужна GR‑стратегия?

GR-стратегия — это план по построению конструктивных, прозрачных и взаимовыгодных отношений с госорганами всех уровней, профессиональными ассоциациями в своей сфере и компаниями, которые поддерживают бизнес. Основная цель такой стратегии — создать условия для стабильного роста организации, не опасаясь резких законодательных изменений и получая поддержку от государства.

Важно различать GR и лоббизм. Лоббизм — это тайное влияние на решения без соблюдения законов. GR же — это открытая, законная работа с властью. Цель GR — не сиюминутные выгоды, а долгосрочные отношения, основанные на общих интересах.

Почему GR-стратегия важна для бизнеса?

Законы меняются постоянно, и GR-стратегия становится ключевой для бизнеса. Ее основная помощь заключается в пяти шагах:

  • Управление рисками. Специалисты по GR отслеживают новые законы и заранее готовят бизнес к их требованиям, предотвращая штрафы, сбои и лишние расходы.
  • Доступ к господдержке. Эффективное взаимодействие с властями открывает доступ к субсидиям, грантам, льготным кредитам и участию в госпрограммах, что дает компаниям дополнительные ресурсы и конкурентные преимущества.
  • Участие в тендерах. Чтобы выиграть тендер, недостаточно предложить хорошую цену. Важно показать надежность. Компании с развитой GR-стратегией имеют здесь преимущество.
  • Влияние на отраслевую политику. Участие в рабочих группах и ассоциациях позволяет бизнесу предлагать изменения в законах и формировать позицию по ключевым вопросам. Это особенно важно для таких сфер, как финансы, медицина, энергетика, транспорт, IT и тяжелая промышленность.
  • Стратегическое планирование. Понимание государственных целей, например, поддержка промышленности, цифровизация или экология, помогает бизнесу адаптировать свою работу под эти приоритеты, занять выгодные рыночные позиции и развиваться в соответствии с государственными задачами.

Поэтому даже малый бизнес может извлечь выгоду из GR. Например, местная компания может получить поддержку властей, предложив создать новые рабочие места или улучшить район.

При работе с GR-стратегией опирайтесь на законы:

ФЗ № 59 ─ порядок подачи и рассмотрения обращений граждан и организаций в госорганы;

ФЗ № 135 ─ взаимодействие с ФАС, предотвращает недобросовестную конкуренцию;

ФЗ № 273 ─ ограничения на неформальное влияние на власть, требования к раскрытию сведений о доходах госслужащих;

ФЗ № 224 ─ механизмы взаимодействия бизнеса и власти в рамках государственно-частного партнерства;

ФЗ № 294 ─ права предпринимателей при проверках, порядок защиты от незаконных действий контролирующих органов;

ФЗ № 209 ─ деятельность органов власти по поддержке МСП, что влияет на GR‑стратегии компаний этого сегмента;

ФЗ № 149 ─ право на получение данных о работе госорганов, важно для мониторинга регуляторной среды;

Закон РФ № 2124-1 ─ обеспечивает свободу поиска, производства и распространения информации, что актуально для медиастратегий в GR.

Структура стратегии GR

Механизм представляет собой логически выстроенный алгоритм действий, позволяющий предприятию эффективно взаимодействовать с государственными институтами и влиять на регуляторную среду. Сделать это можно при помощи нескольких инстурментов.

Анализ инфополя и мониторинг законодательства. Каждый проект взаимодействия с госорганами начинается с детального изучения ситуации:

  • анализ действующих законов и прогноз вероятных изменений;
  • оценка планов и действия различных ведомств, чтобы обнаружить риски и возможности для своей отрасли. Для этого часто применяют PEST- и SWOT-анализ, который помогает составить полную картину и понять, как можно повлиять на ситуацию;
  • определение конкретных и измеримых целей. Например, получение аккредитации в списке поставщиков для государственных закупок к определенному сроку, налоговые льготы для нового инновационного направления или внесение изменений в проект регламента, влияющего на бизнес.

Теперь надо составить так называемую «карту игороков». Это некий список ключевых лиц и организаций, куда входят различные ведомства, госорганы, включая местные власти, парламентские комитеты, контролирующие развитие отрасли, профессиональные объединения и советы экспертов. Для каждой группы уточняют их роль, интересы и оптимальные способы взаимодействия.

Выстраивание коммуникаций. На этом этапе подготавливается план дальнейших действий. Для это надо сформировать дорожную карту, в которой указывают:

  • конкретные шаги, например, участие в рабочих группах, разработка новых законов, защита интересов в контролирующих органах;
  • методы коммуникации: официальные письма, личные встречи, публичные обсуждения, подготовка экспертных заключений;
  • необходимые ресурсы: финансы, люди, специализированные программы или сайты;
  • ответственных за выполнение каждого этапа, и сроки.

В этом плане все идеи превращаются в конкретные действия: каждый шаг имеет ясную цель, четкие сроки и ответственного исполнителя.

Проработка экспертности и организация публичных кампаний. Экспертность требует системной работы: подготовки аналитических материалов, разработки предложений по регулированию и создания «белых книг». Это демонстрирует готовность вносить вклад в развитие отрасли и стратегическое мышление. А публичное присутствие ─ это инструмент формирования доверия. Успешная кампания включает качественное медиа-сопровождение инициатив и социальные проекты, созвучные государственным задачам. ESG-программы укрепляют репутацию надежного партнера.

Грамотная GR-стратегия дает бизнесу ощутимые преимущества: снижает риски, открывает доступ к государственным ресурсам и позволяет влиять на рынки. Это инвестиции в долгосрочную стабильность и успех.

Как запустить GR-стратегию в бизнес?

После того как вы успешно разработали стратегию с четкой структурой, необходимо собрать инструменты в единый план. Для этого:

  1. Определите приоритетные направления, например, продвижение поправок в закон или участие в рабочей группе по стандартизации.
  2. Назначьте ответственных за каждый трек.
  3. Зафиксируйте сроки и контрольные точки.
  4. Выделите бюджет и ресурсы (люди, технологии, внешние эксперты).

План должен быть достаточно детальным, чтобы каждый шаг имел смысл, но и достаточно гибким, чтобы адаптироваться к изменениям. Учитывайте, что GR‑стратегия не может быть статичной. Поэтому регулярно отслеживайте KPI, пересматривайте карту стейкхолдеров, обновляйте анализ законодательной повестки и держите наготове антикризисные сценарии.

Помните о ежеквартальной ревизии, определяя что сработало, что требует пересмотра, какие новые возможности появились.

Критерии работающей стратегии

Чтобы оценить, насколько эффективна GR‑стратегия, надо учесть соответствующие характеристики, которые вы можете посмотреть в таблице.

Аспект оценки Признаки эффективности
Участие в нормотворчестве
  • Предложения компании учитываются при доработке законопроектов;
  • Представители бизнеса входят в рабочие группы и экспертные советы при ведомствах;
  • Сформирована официальная позиция компании по ключевым инициативам;
  • Удается корректировать требования, снижающие риски или административную нагрузку.
Диалог с госорганами
  • Установлен регулярный, а не ситуативный контакт с профильными ведомствами;
  • Компания получает заблаговременные уведомления о планируемых изменениях в регулировании;
  • Чиновники инициируют общение, запрашивают экспертизу;
  • Выстроены доверительные отношения с ключевыми стейкхолдерами.
Доступ к государственным ресурсам
  • Компания успешно получает субсидии, гранты, налоговые льготы;
  • Выигрываются конкурсы на госзаказы;
  • Участвует в госпрограммах поддержки отрасли;
  • Снижены административные барьеры для ведения бизнеса.
Репутационный капитал
  • Компанию называют в качестве примера успешной реализации госпрограмм;
  • Позитивные упоминания в официальных документах и выступлениях чиновников;
  • Эксперты компании цитируются в дискуссиях о развитии отрасли;
  • Укрепляется имидж надежного партнера государства.
Стабильность бизнес‑среды
  • Сократилось число внеплановых проверок и претензий надзорных органов;
  • Минимизированы сбои из‑за неожиданных изменений законодательства;
  • Уменьшилось количество срочных адаптаций бизнес‑процессов к новым правилам;
  • Предсказуемость регуляторной среды позволяет планировать долгосрочные проекты.
Коалиционная работа
  • Компания активно участвует в отраслевых ассоциациях и профессиональных сообществах;
  • Реализуются совместные инициативы с другими игроками рынка;
  • Есть коллективные обращения, поддержанные отраслевым сообществом;
  • Усилено влияние бизнеса через консолидированную позицию.
Информационное сопровождение
  • Регулярно публикуются материалы о регуляторных инициативах компании;
  • Растет узнаваемость спикеров в профильных медиа;
  • Повышена вовлеченность аудитории в обсуждения позиций бизнеса;
  • Сформирован позитивный нарратив о роли компании в развитии отрасли.
Внутренняя координация
  • GR‑команда эффективно взаимодействует с юридическим, PR и коммерческим подразделениями;
  • Отлажен обмен информацией между отделами;
  • Руководство вовлечено в ключевые GR‑инициативы;
  • Есть четкие процедуры и регламенты GR‑работы.
Экономическая эффективность
  • Снижены издержки на устранение регуляторных нарушений;
  • Сокращено время на согласование документов благодаря налаженным контактам;
  • Уменьшены штрафы и санкции;
  • Оптимизированы затраты на GR‑деятельность при росте отдачи.
Системность и адаптивность
  • Стратегия пересматривается не реже раза в год (или при смене политической повестки);
  • Обновляется карта стейкхолдеров с учетом кадровых изменений в госорганах;
  • Есть антикризисные сценарии для негативных сценариев;
  • Проводится регулярный мониторинг KPI и корректировка действий.

Малому бизнесу стоит передать взаимодействие с госорганами профессионалам или специализированным компаниям, особенно в регионах. Собирать данные лучше при помощи цифровых инструментов, регулярно пересматривая и корректируя стратегию взаимодействия с госорганами.

Риски и ошибки при внедрении GR-стратегии

Компании, пользующиеся GR-механизмом, часто допускают одни и те же ошибки, которые мешают эффективному сотрудничеству и могут негативно сказаться на бизнесе. Рассмотрим основные проблемы и советы по их решению, чтобы наладить прочные и стабильные отношения с властями:

  • Реактивный подход. Действие «по факту» вместо системного мониторинга законодательства и политической повестки.
    Как избежать: внедрите регулярный анализ нормативных изменений и прогнозирование рисков.
  • Разрозненность коммуникаций. Отсутствие единой позиции компании, когда подразделения дают противоречивые сигналы.
    Как избежать: согласуйте месседж между отделами, назначьте ответственного за внешние коммуникации.
  • Пренебрежение этикой. Риски репутационных и юридических последствий из‑за несоблюдения норм GR.
    Как избежать: примите внутренний кодекс этики, проводите аудит взаимодействий, обучайте сотрудников.
  • Отсутствие метрик. Невозможность оценить эффективность GR‑работы и обосновать бюджет.
    Как избежать: определите KPI (количество встреч, учтенных предложений, сэкономленных средств) и регулярно отчитывайтесь по ним.
  • Зависимость от личных связей. Уязвимость при кадровых перестановках в госорганах.
    Как избежать: стройте системные отношения (рабочие группы, экспертные советы), а не опирайтесь только на неформальные контакты.
  • Игнорирование региональной специфики. Неэффективность в регионах из‑за непонимания местных особенностей правоприменения.
    Как избежать: изучайте региональную повестку, участвуйте в местных советах и ассоциациях, адаптируйте подходы под специфику территорий.

Успешный GR в бизнесе требует баланса между гибкостью и структурированностью: от регулярного анализа нормативных изменений до проработки коммуникационных каналов. Инвестиции в прозрачную GR‑стратегию окупаются за счет снижения репутационных и юридических рисков, а также укрепления позиций компании в регуляторном поле.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Денис Колеватов)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
Мы используем cookies-файлы чтобы сделать сайт удобнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies.
Согласен