Обладая широким спектром прав и полномочий, налоговые органы нередко злоупотребляют своей властью. Случаи повторного начисления и взыскания долгов, неправильного расчета штрафов и пеней, несанкционированного изъятия документов и даже откровенного вымогательства давно стали повседневной российской практикой. Чтобы избежать подобных нарушений, налогоплательщики должны хорошо знать, какими полномочиями обладают налоговые инспекторы, и не позволять им злоупотреблять властью. О том, как это сделать, и пойдет речь дальше.
Основные полномочия налоговых органов
Права налоговых органов РФ закреплены в 31-й статье Налогового кодекса. Сейчас эта статья действует в редакции Федерального закона №137 от 27 июля 2006 года. Первая часть статьи закрепляет 15 основных полномочий налоговых органов:
- Собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов.
- Проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов (в частности, контролировать банковские организации).
- Изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях.
- Вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам.
- Арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним.
- Осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду.
- Самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате.
- Требовать устранения любых нарушений в уплате.
- Штрафовать, взыскивать недоимки и пени.
- Требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками.
- Привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков.
- Вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
- Ходатайствовать об отзыве и аннулировании лицензий должников на право хоздеятельности.
- Подавать иски в суды различных инстанций на взыскание с должников пеней, штрафов, компенсации ущерба государству, расторжение инвестиционных кредитных договоров и пр.
- Повторно требовать уплаты штрафов, пеней и недоимок, которые ранее были признаны безнадежными, т.е. не подлежащими взысканию.
В Кодексе отдельно оговаривается, что налоговые органы имеют право производить любые другие действия, если они не противоречат тексту документа. Кроме того, указанные полномочия осуществляются в отношении плательщиков не только налогов, но и страховых взносов.
Виды налогового контроля
В соответствии с российским законодательством, налоговые органы имеют право контролировать налогоплательщиков на всех этапах их деятельности. В зависимости от времени и оснований проведения выделяется три вида контроля:
- предварительный (направлен на предупреждение налоговых нарушений);
- оперативный (призван пресечь нарушения на этапе текущей хозяйственной деятельности предприятия);
- последующий (помогает выявлять нарушения пост-фактум на основе итоговых отчетов).
На каждом этапе контроля налоговые органы могут проводить комплексные и тематические мероприятия, сплошные и выборочные выемки документов, камеральные и выездные проверки, плановые и внезапные осмотры с привлечением сторонних экспертов, инвентаризацию имущества и прочие мероприятия, описанные в Налоговом кодексе.
Типы налоговых проверок
Безусловно, налоговые проверки являются самым распространенным видом деятельности налоговых инспекторов. Именно на выездных и камеральных мероприятиях зиждется их работа. В чем же отличие этих типов проверок?
Камеральные налоговые проверки
Это обычная для текущего контроля форма налоговых проверок. Последовательность действий при камеральных проверках регулируется статьей 88 НК РФ. В рамках таких мероприятий налоговики могут выполнять следующие действия:
- проверять декларации, отчеты и другие документы, поданные налогоплательщиком, на предмет ошибок и нестыковок;
- устанавливать, насколько сведения из этих документов соответствуют информации, имеющейся у самого налогового органа;
- контролировать правильность исчисления налоговой базы и других арифметических подсчетов;
- разрешать или запрещать запрашиваемые налоговые вычеты и льготы.
То есть основная задача камеральной проверки – проконтролировать текущую деятельность налогоплательщика на основе представленных им документов. Такой тип контроля не подразумевает выезд на место налоговых инспекторов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества и т.д.
Выездные налоговые проверки
Это более сложная и эффективная форма налогового контроля над деятельностью предприятий-налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок выездных проверок регламентируется статьей 89 Налогового кодекса. В рамках такого контроля налоговые инспекторы могут осуществлять следующие действия:
- выезжать на основное место деятельности налогоплательщика;
- осматривать помещения и имущество, с помощью которого предприниматель извлекает выгоду;
- проводить инвентаризацию этого имущества;
- проверять любую документацию, связанную сразу с несколькими видами налогов и сборов;
- назначать экспертизы, привлекать переводчиков.
Соответственно, выездная проверка проводится на месте деятельности налогоплательщика. В исключительных случаях ее могут перенести в здание налогового органа.
К сведению! Выездная проверка может длиться от двух месяцев до полугода. Однако инспекторы могут приостанавливать ее ход на время истребования документов от налогоплательщика и других органов, проведения экспертиз и перевода документов с иностранных языков.
Другие действия для налогового контроля
Помимо камеральных и выездных проверок, которые по сути являются комплексом действий, налоговые органы могут проводить отдельные мероприятия для контроля налогоплательщиков. К таким действиям относятся:
- осмотры помещений и территорий, а также имущества и документов налогоплательщика;
- инвентаризация имущества;
- истребование и выемка бумаг и предметов;
- вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи объяснений;
- допрос свидетелей;
- привлечение экспертов.
Все эти действия могут производиться как по отдельности, так и в составе камеральных и выездных налоговых проверок.