Как происходит оспаривание дисциплинарного взыскания

3232

Дисциплинарное взыскание – одна из мер влияния на сотрудника. Существуют следующие меры взысканий: замечание, выговор и увольнение. Если меры применены к сотруднику незаконно, он может их оспорить.

В каких случаях следует оспаривать дисциплинарное взыскание

Наложение дисциплинарного взыскания может повлечь за собой эти последствия:

  • Потерю работы.
  • Неполучение прибыли.
  • Сложность в дальнейшем трудоустройстве.
  • Сложности в продвижении по службе.

При оспаривании нужно учитывать целесообразность процедуры. Иногда это может привести только к усугублению конфликта. Однако если негативные последствия превышают риски оспаривания, следует обратиться в соответствующие органы.

Основания для оспаривания

Для оспаривания нужно собрать соответствующую базу. В частности, сотрудник может руководствоваться этой аргументацией:

  • Отсутствие оснований для наложения дисциплинарных взысканий. К примеру, ДВ наложено из-за опоздания сотрудника, однако последний не опаздывал. Самого предмета правонарушения нет.
  • Нарушен порядок наложения взыскания. Работодатель должен соблюсти процедуру привлечения к ДВ. Даже если правонарушение фактически имелось, однако не соблюдена сама процедура, взыскание вполне можно оспаривать. Порядок привлечения к ответственности регулируется статьей 193 ТК РФ.

Обжаловать взыскание можно в различных инстанциях.

Куда обращаться

Оспорить дисциплинарное взыскание можно в инспекции, комиссии (КТС), в суде. Порядок процедуры будет зависеть от инстанции.

Трудовая инспекция

При обращении в трудовую инспекцию нужно руководствоваться этим алгоритмом:

  1. Подача жалобы. Жалоба может подаваться в письменной и электронной форме. Для подачи в электронном виде нужно воспользоваться сайтом «ОнлайнИнспекция.РФ». Письменная жалоба оформляется в свободной форме. Однако в документе обязательно должна быть эта информация: ФИО заявителя, контактные данные, информация о работодателе, ФИО руководителя. Нужно изложить все обстоятельства дела, свою аргументацию. Также требуется поставить дату и подпись. Вручить жалобу можно при личном обращении. Альтернативный вариант – заказное письмо с описью и уведомлением о вручении.
  2. Получение ответа. Если представители трудовой инспекции сочтут жалобу обоснованной, компания работодателя будет проверена на предмет наличия нарушений. По итогам проверки выносится предписание об отмене взыскания.

ВАЖНО! Сотруднику нужно быть готовым, что его проблема не решится моментально. Жалоба будет рассматриваться в течение 30 дней.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам также имеет полномочия по отмене взыскания. Сформирована она может быть по инициативе сотрудников (основания – статьи 384 и 385 ТК РФ). Рассмотрим алгоритм обращения в КТС:

  1. Составление заявления. Заявление оформляется в свободной форме. Однако оно должно обязательно включать в себя эту информацию: ФИО, обстоятельства и суть жалобы, требования. На документе должны стоять дата и подпись. Рекомендуется составить заявление в двух экземплярах. Один из них остается у сотрудника. На нем должна быть проставлена отметка о дате приема документа. Эта бумага будет являться подтверждением, что сотрудник подавал жалобу. Работнику нужно проследить, чтобы заявление было зарегистрировано. Обязательность регистрации оговорена частью 1 статьи 387 ТК РФ.
  2. Получение ответа от комиссии. КТС рассматривает жалобу в течение 10 дней на основании части 2 статьи 387 ТК РФ.

По итогам рассмотрения заявления формируется заседание. На нем должен присутствовать или сам сотрудник, или его представитель. Также работник может подать заявление с просьбой, чтобы спор был рассмотрен без его личного участия. Соответствующее право приведено в части 3 статьи 387 ТК РФ. На протяжении 3 дней с даты рассмотрения спора сотрудник получает копию решения. Она должна быть подписана председателем комиссии и заверена печатью (основание – часть 3 статьи 388 ТК РФ). В течение 10 дней после принятия решения комиссией можно его обжаловать. Для обжалования нужно идти в суд на основании части 2 статьи 390 ТК РФ.

ВАЖНО! Если комиссия не рассмотрела жалобу в должном порядке, спор можно перенести в плоскость судебных разбирательств (статья 386 ТК РФ).

Суд

Обращение в суд считается наиболее эффективным инструментом для обжалования. Рассмотрим алгоритм действий:

  1. Составление искового заявления. Иск нужно подавать в судебный орган по адресу компании работодателя. В заявлении должна быть эта информация: название суда, ФИО и адрес истца, наименование и адрес ответчика, суть дела, обстоятельства, аргументация. Если иск подлежит оценке, нужно указать его стоимость. Также в заявлении нужно указать перечень приложенных бумаг. Соответствующие требования к иску содержатся в части 2 статьи 131 ГПК РФ. Заявление подписывается или сотрудником, или его законным представителем (часть 4 статьи 131 ГПК РФ).
  2. Подача заявления. К заявлению нужно приложить ряд документов: копии иска по числу сторон дела, доверенность представителя, документы, служащие подтверждением изложенным обстоятельствам, расчет суммы взыскания. Этот перечень документов оговорен в статье 132 ГПК РФ. Если конкретный суд это допускает, можно подавать иск в электронной форме.
  3. Участие в судебном заседании. Желательно, чтобы сотрудник явился на заседание лично. Если это невозможно, нужно выслать извещение о своей неявке, приложить к нему документы, подтверждающие уважительные причины. К примеру, это может быть больничный лист. Если причина неявки будет признана судом уважительной, заседание откладывается. Также истец может попросить суд рассмотреть дело без него.
  4. Получение решения. Решение суда можно получить лично в суде. Если человек не присутствовал на заседании, копия решения высылается ему по почте в течение 5 дней (часть 1 статьи 214 ГПК РФ). Решение вступает в силу в течение месяца. На протяжении этого срока сотрудник может подать апелляцию.

Рассмотрим последствия принятия решения в пользу сотрудника. Если работник из-за взыскания не получил премии, работодатель обязан выплатить ее с процентами (основание – статья 236 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Сотрудники, инициирующие трудовые споры, освобождаются от уплаты пошлины.

Сроки

Сроки обращения в суд или в инспекцию:

  • 3 месяца при обычном дисциплинарном взыскании.
  • 1 месяц при увольнении.

Эти сроки можно продлевать. Однако сотрудник должен обосновать свою задержку. В качестве обоснования выступают уважительные причины. К примеру, это может быть болезнь, командировка.

Что делать работодателю

Работодатель может предупредить обжалование своего решения. Для этого он должен выносить дисциплинарное взыскание только при наличии реальных для этого оснований. Также он должен соблюдать порядок вынесения взыскания. Нужно оформлять все нужные документы, заполнять акты. Все бумаги должны быть заполнены в соответствии с законодательством.

Что делать, если сотрудником уже проводится обжалование? Работодателю требуется подготовить документы в защиту своей позиции. Нужно доказать, что был факт правонарушения. Также нужно подтвердить полное соблюдение процедуры наложения взыскания. Руководителю требуется учитывать, что суды встают на сторону сотрудников. Поэтому нужно тщательно готовить доказательную базу.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии (1)
Комментарии (1)
  • Васил
    26.06.2019 в 19:17

    Здравствуйте! Всё верно сказано и про КТС, и про суды, и про трудовые инспекции. Спасибо автору за интересную информацию. С Уважением Васил.

Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ