Аудит расчетов с покупателями и заказчиками – это мероприятие, в ходе которого проверяются совершенные операции (взаиморасчеты и прочее). В частности, проводится проверка документов. Процедура осуществляется специальной компанией, которая занимается независимым аудитом, или независимым экспертом. Перед началом работы составляется соглашение об оказании услуг, в котором нужно прописать все существенные условия.
Вопрос: Можно ли составлять первичные учетные документы в иностранной валюте, если расчеты с покупателями (заказчиками) производятся в рублях?
Посмотреть ответ
Цели и задачи аудита расчетов
Аудит выполняется на основании информации, полученной со счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Процедура может осуществляться аудиторами, представителями структур ведомственного контроля, сотрудниками органов госконтроля. Выполняется аудит с целью подтверждения соответствия операций нормативным актам. Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:
- Подтверждение наличия соглашений с покупателями и заказчиками.
- Подтверждение соответствия деятельности условиям договора.
- Оценка долгов по возможности их взыскания.
- Проверка эффективности работы фирмы с возникающими претензиями.
Регулярный аудит нужен, прежде всего, для самой фирмы. Выявление правонарушений на раннем этапе позволяет сделать деятельность эффективной, предупреждает претензии со стороны контролирующих органов.
Вопрос: Может ли продавец (подрядчик) при расчете процентов за пользование чужими денежными средствами учитывать НДС в сумме задолженности покупателя (заказчика) по оплате отгруженных (переданных) им товаров (работ, услуг) (ст. 168 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Документация, подлежащая аудиту
Основной источник информации для аудитора – документы. Бумаги, которые рассматриваются в рамках мероприятия:
- Бухгалтерская отчетность.
- Баланс, составленный по форме №1.
- Отчет о движении денег, составленный по форме №4.
- Приложение к балансу.
- Статистическая отчетностью
- Отчет по имеющимся долгам.
- Отчет о реализации продукции.
- Регистры бухучета.
Отдельные направления деятельности фирмы предполагают наличие специальных документов. К примеру, для общепита это отчет по общественному питанию. Для фирм, торгующих в розницу, нужен отчет о розничной торговле.
Как отражать в бухгалтерском учете полученные авансы от покупателей и заказчиков?
Аудитор занимается также проверкой этих документов:
- Соглашения с контрагентами.
- Накладные, инвойсы.
- Декларации.
- Различные платежные документы.
- Счета-фактуры.
- Документы об инвентаризации.
- Учетная политика.
- Выписки из банковского учреждения по платежам.
- Акты сверки расчетов с контрагентами.
- Книги продаж.
Иногда аудитор запрашивает дополнительные документы. Если в ходе выборочной проверки будут обнаружены существенные недочеты, проводится полная проверка.
Процедуры, выполняемые в ходе аудита
Аудит предполагает прохождение ряда процедур, которые нужны для определения корректности деятельности компании. В частности, это следующие мероприятия:
- Проверка корректности размера предоплаты по соглашениям с заказчиками и покупателями.
- Установление корректности определенного НДС, в том числе по переведенным авансам.
- Установление корректности расчета налога на прибыль при реализации товара меньше себестоимости.
- Установление наличия безнадежных задолженностей, которые были списаны.
- Установление сумм переведенных авансов.
- Проверка корректности списания товара на продажу.
Аудитор также проверяет состояние счетов, справки по закрытию счетов. Нужно принимать во внимание, что расчеты с покупателями и заказчиками отличаются друг от друга. Расчеты с первыми производятся на основании соглашения о продаже, так как предметом сделки является продукция. Предметом расчетов с заказчиками являются работы. Исполняются они на основании договора подряда или соглашения о возмездном предоставлении услуг.
Аудитор должен особенно внимательно относиться к проверке просроченных долгов.
Специалист должен установить, почему образуется просрочка: причиной тому могут быть системные ошибки, которые нужно устранить.
Также аудитор должен установить возможности для взыскания долгов. Долг может быть признан безнадежным. Происходит это в том случае, когда задолженность взыскать невозможно. Под такие долги создается резерв, который также должен быть проверен.
Наличие долгов перед проверяемой фирмой устанавливается путем подачи запросов дебиторам. В том случае, если ответа на вопрос не пришло, для установления задолженности применяются альтернативные методы. Иногда информация по долгам различается в счетах покупателя и продавца. К примеру, покупатель признает долг в момент отгрузки продукции, а продавец – в момент ее доставки покупателю. Возникшая временная разница недочетом не является.
Распространенные ошибки, выявляемые в рамках аудита
Как правило, в процессе аудиторской проверки обнаруживаются типичные ошибки. Их знание поможет как аудитору, так и руководителю. Первый сможет концентрировать свое внимание на наиболее проблемных моментах, а руководитель получит возможность оперативно исправлять ошибки. Рассмотрим наиболее распространенные недочеты в области первичного учета:
- Ненамеренные ошибки при расчетах. К примеру, специалист неверно отразил изменение числа и веса продукции.
- Произведенная операция была зафиксирована несвоевременно.
- В документах отсутствуют реквизиты, которые являются обязательными.
- Недочеты, допущенные при оформлении первички (к примеру, неверно внесены изменения в документы).
- Не составлен график документооборота.
- Недочеты при регистрации бумаг.
- Регистрация бумаг в регистре выполняется с нарушением установленных сроков.
- Не все документы регистрируются в учетном регистре.
- Нарушение сроков хранения бумаг в архиве. К примеру, документы изымаются раньше срока. Для каждой бумаги оговорен свой срок.
- Уничтожение первички без составления акта о выделении бумаги к ликвидации.
В области бухучета и налогового учета наблюдаются следующие типичные ошибки:
- Счетные ошибки при расчете разницы между курсами.
- Неверная фиксация разниц по суммам на счетах.
- Незаконное признание долга безнадежным (то есть взыскание задолженности возможно, однако она все равно вносится в резерв).
- Проблемы с методологией учета в области неправильно сформированных корреспонденций счетов.
- Замена документов их копиями, которые не были заверены в соответствии с нормативными актами.
- Неверное ведение учета (к примеру, инвентаризация проводится с нарушениями требований, дефицит аналитического учета).
- Неправильное оформление претензий по соглашениям.
- Предъявление претензий без достаточных на то оснований.
- На счетах бухучета зафиксирована несуществующая задолженность.
- Операции зарегистрированы в бумагах неунифицированной формы.
- Неполные реквизиты в документации.
К сведению! Недочетами является отгрузка продукции не тому покупателю, путаница с платежами, неверно указанные цены.
Результаты аудита расчетов
После того как аудит проведен, специалист оформляет заключение о достоверности сведений о расчетах с контрагентами. В заключении указываются эти данные:
- Название документа.
- Информация об аудиторе (название аудиторской компании или ФИО специалиста, сведения о государственной регистрации).
- Информация о компании, которая проверялась.
- Мнение аудитора о состоянии расчетов в компании.
- Обнаруженные недочеты.
Аудитор может выказать положительное или негативное мнение. Также он может вовсе отказаться от выражения своего мнения. Аудитор также имеет полномочия по составлению рекомендаций, направленных на устранение обнаруженных недочетов. К примеру, это могут быть следующие меры:
- Соблюдение сроков обработки первички для погашения долгов.
- Применение унифицированных форм бумаг.
- Улучшение системы кадрового учета.
- Увеличение внутреннего контроля.
К аудитору также предъявляется ряд требований. В частности, специалист должен быть объективен и независим от компании, которая проверяется.