Экономическая наука разделена на два больших направления: макро и микро. Если первое направление изучает экономические взаимодействия на государственном и международном уровне, то второе посвящено более узким экономическим взаимосвязям: между отдельными субъектами и внутри них. Занимаясь такими вопросами, экономика предприятия задействует инструменты финансового менеджмента, маркетинга и иных дисциплин, в том числе и макроэкономики. В английском языке она называется Theory of the firm – теория фирмы.
Направления применения научной дисциплины
Перечислим основные вопросы, которыми занимается экономика предприятия:
- Структура менеджмента компании и её взаимосвязь с результативностью и другими показателями.
- Индикаторы эффективности использования основного и оборотного капитала.
- Процессы планирования и прогнозирования для отдельной компании и её структур.
- Управление рисками на уровне отдельной компании и её подразделений.
- Мониторинг выручки, прибыли, издержек; анализ их структуры, объёма и динамики; выявление подразделений и процессов с аномальными показателями.
- Анализ результативности использования ресурсов компании: финансовых, трудовых и прочих.
- Вопросы кадровых взаимоотношений: параметры оплаты труда, принципы найма, разработка показателей KPI и т.д.
- Вопросы технического уровня деятельности компании: качество производственных мощностей, эффективность их использования, вопросы внедрения научных разработок и т.д.
- Принципы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками.
- Вопросы функционирования инфраструктуры компании: обеспечение водой и другими ресурсами и т.д.
- Вопросы по реализации продукции: взаимодействие с посредниками и потребителями, отслеживание качества товаров и пр.
Данный перечень имеет открытый характер, т.к. в разных компаниях, в зависимости от их размеров и иных факторов, специалистам по экономике предприятия приходится заниматься и иными вопросами.
Какие знания нужны для понимания экономики предприятия
Для достижения высокого уровня в сфере экономики предприятия специалисту требуются знания в следующих областях:
- Бухгалтерский учёт – поскольку множество исходных данных содержится в бухгалтерской документации, в том числе первичного характера.
- Маркетинг – необходим для решения вопросов по взаимодействию с покупателями, анализу выручки и в других сферах.
- Менеджмент – обязателен для качественного анализа организационной структуры компании, рассмотрения эффективности персонала и т.д.
- Экономическая теория – владение её терминологией и научным аппаратом необходимо для понимания деятельности любой компании и взаимодействующих с ней субъектов.
- Статистика – требуется при углублённом анализе экономических и производственных показателей деятельности компании.
- Excel, 1C и их аналоги – необходимы для сбора данных, их структурирования и последующего анализа.
Кроме общих дисциплин, специалисту по экономике предприятия могут потребоваться более узкие навыки в зависимости от отраслевой направленности компании. Так, если компания работает с государственным сектором, то необходимы знания в сфере госзаказов, госрегулирования и пр. При работе в сфере импорта нужны дополнительные знания логистики, внешнеэкономического правового регулирования и т.д.
Использование инструментария экономики предприятия
Приведём примеры востребованности экономики предприятия.
Пример 1
Задача: контроль издержек.
Подход к решению: анализ финансовой документации; рассмотрение объёма и динамики затрат; разделение издержек на постоянные и переменные; выделение субъектов с аномальными показателями; статистический и экономический анализ затрат.
Результат: выделены избыточные издержки, выявлены «узкие» места в закупках и проблемные субъекты, определены критические моменты, влияющие на затраты.
Предложенные решения: организация системы контроллинга, создание документа с прописанными процедурами закупок, проведение кадровых и организационных преобразований.
Пример 2
Задача: анализ рисков при расширении деятельности компании.
Подход к решению: прогноз финансовых показателей (NPV, PP и пр.); выявление рисков с использованием экспертного и статистического методов; анализ рынка, конкурентов и других факторов при помощи SWOT и иных видов анализа.
Результат: построена карта рисков, прописаны необходимые мероприятия по их минимизации, определена степень уязвимости компании при реализации проекта.
Пример 3
Задача: участие в подготовке годового отчёта о деятельности компании.
Подход к решению: анализ бухгалтерской документации; суммирование итогов по направлениям деятельности; рассмотрение рисков, внешней среды, компании и конкурентов при помощи PEST и SWOT анализа.
Результат: подготовлена экономическая часть годового отчёта компании; обобщены предложения по её развитию; выявлены проблемные моменты в уходящем году.
Как можно заметить, экономика предприятия имеет широкий спектр применений, а её специалисты активно используют методы других экономических дисциплин.
Итак, экономика предприятия – одна из отраслей микроэкономики, сосредоточенная на проблемах отдельной компании. В настоящее время она является одной из наиболее динамичных и полезных отраслей экономической науки и может быть задействована практически во всех сферах деятельности любой компании.