В борьбе за прибыль предприниматели используют различные средства, по факту сводящиеся к двум направлениям: борьба за получение денег (ценовая политика) или за клиента (конкурентная борьба). В этих торговых «войнах» нередко используется мощный инструмент, название которого звучит как выстрел – это демпинг.
Что собой представляет демпинговая цена, когда и как долго целесообразно ее применять, почему демпинг считается незаконным и все же иногда применяется, вы узнаете из этой статьи.
Вопрос: Что такое демпинг? Будет ли считаться демпингом ситуация, при которой товар иностранного происхождения продается в ЕАЭС по ценам ниже цен товара, произведенного в Союзе?
Посмотреть ответ
Демпинг: разберемся с понятием
Английское слово dumping означает в переводе «сбрасывание» или «сваливание». Термином «демпинг» в предпринимательской деятельности принято называть продажу товаров или услуг по цене меньшей, чем затрачено на их производство или реализацию.
Какие существуют проблемы демпинга и механизмы защиты от недобросовестного участника закупки?
НАПРИМЕР. Себестоимость 1 кг сливочного масла у фермерской организации составляет 300 руб. Компания участвует в тендере на поставку сливочного масла и выигрывает его, изъявив возможность продавать свой товар по 280 руб., включая сюда и затраты на упаковку, транспортировку, налоги и другие издержки.
К СВЕДЕНИЮ! Законодательствами некоторых стран демпинг запрещен и против него принимаются государственные меры.
Характерные признаки демпинга:
- цена ниже себестоимости;
- временное применение;
- обусловленность стратегическим планированием;
- пренебрежение контролем качества и уровнем сервиса;
- заведомый материальный ущерб;
- применение в конкурентной борьбе.
Вопрос: Установлен ли в Законе N 223-ФЗ по аналогии с Законом N 44-ФЗ процент снижения цены контракта, который можно считать «демпинговым» снижением?
Посмотреть ответ
Отличие демпинга от снижения цен
Цены, идущие вниз, – это далеко не всегда демпинг. Ценовая политика предприятия определяется многими факторами, среди которых – издержки производства, транспорта, зарплаты и др. Но «нормальная» цена, в отличие от демпинговой, какой бы низкой она ни была, никогда не упадет ниже уровня рентабельности. Внимание, это не демпинг:
- цены упали вследствие экономии на издержках производства;
- фирма снизила цены, так как сократились реализационные расходы;
- товар позиционируется иначе вследствие маркетингового хода;
- цена является акционной.
Цели применения демпинга
Добровольный отказ от рентабельности, то есть продажа в убыток, – какой в этом экономический смысл? Зачем предпринимателю добровольно уменьшать цену, не давая производству возможность окупить выработку продукции? Есть определенные задачи, которые можно решить таким способом, применяя его в течение некоторого времени:
- Завоевание рыночной ниши. Если в определенном регионе или сфере деятельности появляется новое действующее лицо, оно может попытаться «втиснуться» на рынок, «переманив» потенциальных клиентов сниженными ценами.
- Борьба за солидного клиента. Ради «переманивания» серьезного партнера с тем, чтобы выиграть на объемах поставок или использования его имени в рекламе, можно какое-то время поработать и в убыток.
- Бонус для ценных партнеров. Чтобы стратегически важные клиенты остались верны фирме, она может на какой-то период организовать для них особые условия, в том числе и сниженные «до неприличия» цены.
- «Очистка завалов». Если у организации скопилось большое количество нераспроданных товаров, имеет смысл реализовать их даже в убыток, чтобы очистить место для новой продукции и повысить оборот.
- «С миру по нитке». Для привлечения розничных клиентов периодически можно вводить приятные для них демпинговые цены.
- Политика государства. Держава, стремясь снизить, например, процент по ипотеке, создает компании или банки с госучастием, вследствие чего и коммерческие банки вынуждены будут снизить процент.
- Долой «мелкую рыбу». Крупные компании, демпингуя, могут позволять себе «очищать» рынок от большого количества мелких конкурирующих фирм.
Разновидности демпинга
Сфера продаж разделяет демпинг на виды по особенности его реализации:
- ценовой демпинг подразумевает продажу экспортного товара на внутреннем рынке по заниженной цене;
- стоимостный демпинг – когда цену намеренно занижает сам экспортер.
В коммерции демпинг классифицируется по времени применения, степени вовлечения в деятельность организации и ее партнеров:
- намеренный – применяется в соответствии с просчитанной стратегией и планом;
- эпизодический (спорадический) – используется время от времени для избавления от излишков произведенной продукции;
- постоянный – рентабельность достигается за счет качества и недопустимого снижения издержек;
- оборотный – искусственное добавление цены на экспортную продукцию путем налогов и сборов для защиты внутреннего производителя;
- взаимный – когда организации объединяются для создания рыночной монополии.
Поскольку немалую долю издержек, влияющих на себестоимость, составляют транспортные расходы, возможность их постоянного сокращения позволяет практически безнаказанно «играть» с ценами на товар. Такой вид демпинга называют «чип-трип». Он направлен на то, чтобы вытеснить с рынка местных производителей, «завалив» их дешевой привозной продукцией.
Демпинг в международной торговле
Также демпингом называют создание такой экономической ситуации, при которой экспортный товар продается дешевле, чем стоит аналогичный в принимающей стране. Такая ситуация крайне неприятна для страны-импортера, поскольку подрывает отечественное производство.
Справедливая стоимость товара-аналога в стране-импортере называется нормальной ценой. Она определяется средней стоимостью такого товара внутри страны-импортера. Если такой товар в стране-импортере не продается, нужно рассмотреть стоимостные характеристики наиболее близкого аналога. Если аналогичного товара на внутреннем рынке нет вообще, определить нормальную стоимость можно такими способами:
- взять за норму самую высокую цену на схожую продукцию, предназначенную к экспорту из страны, куда собирается ввозиться товар;
- сложить затраты на производство товара и добавить реализационные расходы.
Цена, отличающаяся от нормальной в меньшую сторону, считается демпинговой и дискриминационной, государства борются с таким явлением с помощью антидемпинговых пошлин.
В чем минусы демпинговых цен
В целом применение демпинга считается вредным для экономики. Если все сферы деятельности будут стараться уменьшить стоимость продукции для потребителя, не считаясь с реальными издержками, это очень негативно скажется на благосостоянии страны. Необоснованная дешевизна товаров легко порождает:
- низкие заработные платы работников производства;
- рост текучки кадров, безработицы;
- постоянное ухудшение качества продукции;
- экономию на необходимых затратах;
- отсутствие возможности развития производства;
- нерентабельность вложения инвестиций.
Анти-демпинг
Развитые государства принимают меры против неконтролируемого использования демпинговых цен, принимая специальные законодательные акты, такие как, например, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ. В сфере международной торговли применяются антидемпинговые пошлины.
Компании – мировые производители также вправе принимать антидемпинговые меры, устанавливая приемлемый уровень цен для реализаторов и дилеров своей продукции и накладывая санкции в случае демпингования:
- денежный штраф;
- прерывание партнерских отношений;
- урезание полномочий и т.п.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на общую экономическую вредность, метод демпингования может быть полезен при разумном и дозированном применении для завоевания партнеров, привлечения клиентуры и наработки полезного опыта. Однако в постоянной перспективе конкурентная борьба должна вестись более «чистыми» способами.