В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.
Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?
Полномочия казначейства
Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:
- Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
- Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
- Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
- Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
- Установление начальной стоимости контракта.
- Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
- Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
- Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
- Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
- Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.
Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?
В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:
- Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
- Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
- Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
- Осуществление экспертизы.
- Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
- Оформление протокола о нарушении.
- Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.
В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.
Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?
Кого именно проверяют
С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:
- Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
- Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
- Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.
Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.
Перемены в 2018 году
Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.
Порядок осуществления мероприятий
Представители казначейства проверяют эту информацию:
- Лимиты обязательств на закупку.
- Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
- Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
- Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
- Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
- Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
- Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.
Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.
Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.
Результаты контрольных мероприятий
По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:
- Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
- Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
- Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.
Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.
ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.
Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки
Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:
- Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
- Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
- Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
- Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.
Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.
Ответственность за нарушения
За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:
- Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
- Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.
Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.