В борьбе за покупателя рекламодатели нередко забывают, что существуют законодательные ограничители для продвижения товара путем рекламирования. Здоровая конкуренция – это замечательно, но когда она недобросовестна, от этого могут пострадать потребители. В защиту их интересов и прав в законодательных актах содержатся довольно строгие требования к «двигателю торговли», несоблюдение которых грозит компании серьезной ответственностью.
Вопрос: Банк при рекламировании депозитов не указывает фиксированную ставку процентов годовых на вносимую вкладчиком сумму, а приводит ссылку на начисление процентов до определенной величины, не раскрывая подробно информацию о том, что средняя ставка будет ниже за весь период открытия депозита. Например, банк указывает ставку до 8% годовых, но она действует только на несколько месяцев, а в остальные периоды действует меньшая ставка, в итоге средний размер ставки за весь период будет не 8%, а меньше. Можно ли такую рекламу считать ненадлежащей, какая ответственность за нее предусмотрена?
Посмотреть ответ
- Какой должна быть реклама, чтобы закон не счел ее ненадлежащей?
- На какие нормативные акты опирается регламентирование рекламы?
- Какая именно ненадлежащая реклама может встречаться среди не вполне честных конкурентов?
- Что ждет рекламодателя, попытавшегося обойти таким образом закон?
Просвещаемся из материалов статьи.
Какие существуют аспекты административно-правового регулирования противодействия ненадлежащей рекламе?
Закон о надлежащей и ненадлежащей рекламе
Положения нормативной базы, регулирующей конкуренцию и рекламу, имеют много общего, потому что у этих бизнес-процессов есть общая цель: развитие рынка, объединение экономического пространства, усовершенствование экономической деятельности на принципах свободы. Реклама и конкуренция связаны между собой: первая формирует и поддерживает вторую.
КСТАТИ! Любая ненадлежащая реклама – акт недобросовестной конкуренции.
Однако как в требованиях о добросовестности конкуренции, так и в определении надлежащей рекламы четкого определения закон не дает. Подразумевается, что их толкование основано на оценочном суждении по принципам порядочности и здравого смысла.
Ненадлежащая реклама — это недобросовестная конкуренция?
Права потребителя, а также обязанности рекламодателя декларирует Федеральный закон «О рекламе» №108 – ФЗ от 18 июля 1995 года. В нем приводятся основные признаки рекламы, которая не соответствует законодательным требованиям.
Виды и признаки ненадлежащей рекламы
Определение, которое можно дать ненадлежащей рекламе, – это такой вид рекламного продукта, который вступает в противоречие с законодательными требованиями. Ненадлежащей по сути является реклама:
- некорректная;
- лживая;
- скрытая;
- запрещенная (по предмету, месту или времени продвижения);
- иная, не соответствующая нормам закона.
По основным признакам, которые приведены в законодательстве, ненадлежащую рекламу можно разделить на три большие группы, каждая из которых недопустима с точки зрения законодательства (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).
Недостоверная реклама
Случается, что информация в рекламе не соответствует действительности: данные искажены, подменены, приукрашены и т.д. На самом деле такой рекламный продукт не должен быть предоставлен потребителю. Узнать его можно по ряду признаков (достаточно даже одного):
- «Мы лучше, чем вы». Рекламодатель несправедливо утверждает, что его продукт имеет преимущества перед товарами других торговых марок или производителей.
- Неточность, вранье, недоговаривание. Рекламодатель должен быть достоверным в любых характеристиках объекта рекламы:
- составе;
- свойствах;
- способе изготовления;
- сроках службы и годности;
- назначении;
- наличии документов, подтверждающих качество;
- условиях и способах применения;
- продавце или изготовителе.
- «А нету, закончилось!» Нельзя включать в рекламу не соответствующие правде данные о возможности купить данный товар в представленной комплектации, в определенное время или в указанном месте, а также об объеме его производства и/или реализации.
- «Подорожало!» Нельзя указывать в рекламе недействующую на момент продажи цену товара, неправдивую информацию о дисконте, возможности льготного приобретения, оплаты частями или в кредит, проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей и т.п.
- «Фирма гарантирует». Все обязательства, указываемые в рекламе, должны быть правдивыми и актуальными: доставка, ремонт, замена, обслуживание товара, гарантийный срок обращения и др.
- «Проверено!» Если объект рекламы проходил официальные испытания и исследования, о чем сообщается в рекламном месседже, то рекламодатель обязан подтвердить такие сведения действительными протоколами.
- Авторское право. Не допускается несанкционированное использование объектов исключительной интеллектуальной собственности.
- «Я так не говорил или говорил, но не так». Для рекламы товаров или услуг нередко привлекаются публичные люди или значимые организации, это допустимо и законно. Но выражать мнение от их лица без их на то согласия или даже ведома либо искажать его – нарушение закона.
- Награды. Если объявляется, что продукт награжден какими-либо поощрениями или знаками отличия, они должны быть действительно присвоены объекту рекламы.
- Истинные цифры. Недопустимо лгать относительно размеров спроса на объект рекламы.
НАПРИМЕР. Запрещается констатировать, что рекламируемый стиральный порошок отстирывает лучше, чем другие конкретные средства, названные «без купюр». Наверняка вы замечали, что в телевизионной рекламе название порошка конкурентов спрятано либо употребляется выражение «другая популярная марка».
НАПРИМЕР. Рекламируя безалкогольное пиво, нельзя упускать информацию, что на самом деле в нем содержится 0,5% алкоголя.
НАПРИМЕР. Чтобы обезопасить себя по этому пункту, рекламщики часто вставляют в текст формулировку по типу «количество товара ограничено».
НАПРИМЕР. Если требуется указать конкретную цифру, для снижения рисков недостоверности часто употребляется клише «рекомендованная цена».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Привычные в рекламе публичная стирка специально запачканных футболок и скатертей или отмывание грязной посуды двумя типами моющих средств исследованием не является.
НАПРИМЕР. Нельзя вырезать фразу, к примеру, политика из другого контекста и включать ее в текст рекламного ролика.
НАПРИМЕР. Если вы в рекламе услышите утверждение по образцу «90% мамочек выбирают «Хаггис», присмотритесь, мелким шрифтом наверняка будет указано нечто вроде (из 10 опрошенных), иначе реклама может быть признана недостоверной.
Вариантом недостоверной рекламы может быть заведомо ложная – умышленный ввод потребителя в заблуждение.
Признаки неэтичной рекламы
Неэтичная реклама – это вид ненадлежащей рекламы, оскорбляющей чувства части целевой аудитории, содержащей противоречащую общей морали информацию (ст. 8 ФЗ «О рекламе»). К признакам неэтичности в рекламе относятся содержащиеся в ней оскорбления в виде слов, образов, сравнений относительно:
- расы, национальности;
- пола, возраста, здоровья;
- социального положения;
- профессии;
- вероисповедания;
- политических воззрений;
- философских убеждений.
Также неэтичной будет признана реклама, в той или иной мере порочащая:
- объекты культурного достояния (отечественные и общемировые);
- государственную символику, валюту;
- религиозные атрибуты, символы и образы.
Критерий этичности является оценочным, то есть зависимым от субъекта: что для одного приемлемо, для другого может оказаться оскорблением, поэтому оценивается в каждом спорном случае отдельно.
НАПРИМЕР. Компания «Ливиз», производящая спиртные напитки, создала рекламный плакат со слоганом: «На том стояла и стоять будет земля русская». На плакате фоном изображался Санкт-Петербург, над которым вздымались три бутылки с водкой, а рядом стояли люди со стаканами. Плакат был признан неэтичным.
Недобросовестная реклама
Такой считается рекламная продукция, дискредитирующая партнеров, конкурентов, граждан, не пользующихся рекламируемой продукцией, злоупотребляющая доверием или недостаточной осведомленностью. Признаки недобросовестной рекламы указаны в ст. 5 ФЗ «О рекламе».
- Некорректное сравнение рекламного образца с товарами конкурентов или просто аналогичной продукцией, даже без указания названия торговой марки или производителя.
- Порочащие честь и достоинство либо деловую репутацию конкурента сведения.
- Рекламируется товар, который запрещено продвигать в это время, в этом месте, этим способом.
- Используются слоган, товарный знак, название, сходные с другими зарегистрированными копирайтами.
НАПРИМЕР. Недобросовестной была признана реклама автохолдинга «На голову выше», где машина взлетала над другими, стоящими в ряд авто.
Сложно доказать недобросовестность, если такие сравнения поданы в завуалированной, но узнаваемой форме, в виде пародии. НАПРИМЕР. В ролике производителя пельменей хозяйка прогоняла кошку, утащившую пельмень, словами «Дашка, брысь!» – это был намек на конкурента, торговую марку пельменей «Дарья». Признать рекламу недобросовестной не получилось, несмотря на прозрачность намека, так как формальных оскорблений и отсылок к деловой репутации «Дарьи» нет.
НАПРИМЕР. Реклама ряда товаров для неподходящей аудитории, когда детский мультфильм прерывается на рекламу эротического издания.
Ответственность за ненадлежащее рекламирование
Рекламодатель будет нести ответственность за нарушения, если не удалось доказать отсутствие его вины. Его правомочия распространяются на:
- оформление;
- содержание;
- подготовку рекламы.
Контролируют законность рекламы, в том числе и «надлежащее» содержание и оформление, антимонопольные территориальные органы. Ответственность может быть 3 видов:
- административная – штраф по ст. 14.3 КоАп РФ.
- уголовная (ст. 182 УК РФ – за умышленную заведомо ложную рекламу из корыстных побуждений, причинившую значительный ущерб).
- гражданско-правовая (пострадавшие от ненадлежащей рекламы вправе подать иск на возмещение убытков, упущенной выгоды, морального вреда).
Последствием ненадлежащей рекламы может стать не только предписание ее убрать, но и требование к выпуску за счет нарушителя контррекламы, призванной убрать последствия вреда, причиненного ненадлежащим рекламным продуктом.