Главные риски покупки автомобиля «с рук»

3
Ведущий рубрики
Колеватов Денис Денисович
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Занимательно»

Конечно, мир не стоит на месте и рынок стал более безопасным, если вы «бдите». К примеру, при покупке авто те, кто «не в теме» за его проверку, берут товарищей со специальными знаниями или нанимают их (организаций по подбору автомобилей, что называется, «пруд пруди»). Но бывают ситуации, когда даже вполне чистая сделка может обернуться крахом для добросовестного покупателя.

Сегодняшняя статья — разбор правовых моментов, связанных с покупкой автомобиля на вторичном рынке. Сначала поговорим о базе, а основной акцент сосредоточим на самом важном.

База

Первое, что приходит в голову при покупке подержанного автомобиля — убедиться, что машина не «убита» технически. Это понятно. Но, как показывает практика, даже идеальное состояние двигателя и родной окрас кузова не спасут вас, если с документами или историей авто всё не так гладко.

Поэтому, надо проверить все по правовой составляющей, а именно:

  1. Есть ли ограничения на использование автомобиля — например, запрет на регистрационные действия или арест.
  2. Не находится ли машина в розыске — если авто числится похищенным, его могут изъять в любой момент, а деньги вам никто не вернёт.
  3. Нет ли проблем с ПТС — дубликат, неоригинальный бланк, несоответствие VIN-кода, следы перебивки — всё это прямой путь в суд и риск аннулирования регистрации.
  4. Не является ли автомобиль залоговым имуществом — если он заложен банку или МФО, кредитор вправе его забрать, даже если вы «ни сном ни духом».
  5. Есть ли судебные или административные запреты — при таких ограничениях вы просто не сможете поставить авто на учёт в ГИБДД.

Часть этой информации действительно легко проверить: вин-номер пробивается на сайте ГИБДД, залоги — в реестре нотариальной палаты, аресты — через базы ФССП. Существуют и платные сервисы-агрегаторы, вроде «автотек» и других, где можно купить расширенный отчёт — с данными о ДТП, пробеге, страховках, такси-использовании и прочем.

Казалось бы, проверил, все чисто, можно смело покупать. Но нет. Все перечисленное — лишь верхушка айсберга, «минимальная самооборона». В реальности существуют куда более тонкие юридические риски, о которых большинство покупателей даже не догадывается, и именно они чаще всего приводят к тому, что машина уходит обратно, а деньги обратно не возвращаются.

Главный риск

Главный риск — банкротство продавца. Не сразу, а в дальнейшем. Происходит это приблизительно следующим образом:

  • вы покупаете авто на выгодных условиях на вторичном рынке под предлогом «срочной продажи» и т.п.;
  • по документам все чисто, залогов нет, состояние в порядке, арестов или залогов нет;
  • вы ездите спокойно несколько лет и тут вам приходит уведомление из арбитражного суда — прежнего владельца машины признают банкротом, а вашу покупку собираются оспорить.

Суть проблемы такова: в рамках банкротства покупателя могут признать «не совсем добросовестным» даже если он действовал идеально честно. Сделку расторгнут, машину заберут и продадут на торгах, чтобы рассчитаться с кредиторами бывшего владельца. А вы останетесь ни с чем — ни автомобиля, ни денег. Только с «правом требования» в деле о банкротстве, которое почти всегда превращается в «пыль».

Почему так происходит? В законе о банкротстве есть «магическая» норма — статья 61.2. Она позволяет пересмотреть любую сделку, совершённую за три года до банкротства, если суд сочтёт её подозрительной. В этом случае суд обращает внимание на два признака:

  1. Машина была продана заметно дешевле рынка. Продали задешево — значит, возможно, хотели вывести имущество от кредиторов.
  2. На момент продажи у продавца уже были долги. Даже если банкротом он станет позже, суд смотрит, были ли просрочки? Были ли кредиторы? Если да — автомобиль могут вернуть в конкурсную массу как актив, выведенный «в обход» кредиторов.

Как это происходит на практике

К сожалению, вы даже можете не узнать, что процесс запущен. Конечно, официально вас «уведомят», но получили ли вы уведомление — никого не заботит. В деле о банкротстве открывается отдельный мини-процесс — обособленный спор. Если вы не следите за своей почтой (или уведомление банально потерялось), суд спокойно может пройти без вашего участия. В протоколе будет написано: «извещён надлежащим образом».

Что далее? Вот что:

  • сделку признают недействительной, автомобиль возвращается в «общий котёл» имущества банкрота;
  • дальше его продадут на торгах, а деньги пойдут кредиторам;
  • покупателю выдадут «право требования» к банкроту;
  • если у банкрота нечего взять (а чаще всего так и есть) — требование останется только на бумаге.

Проблема не в том, что вы «не проверили продавца». Проблема в том, что даже самые тщательные проверки бессильны против времени. В России миллионы людей уже находятся в зоне риска банкротства, а многие — даже не подозревают об этом. Банки продолжают массово выдавать кредиты, МФО — микрозаймы, экономика трещит, просрочки растут. Сегодня человек продаёт машину, чтобы «перекрыть ипотеку», а через два года тот же человек — банкрот, и ваша покупка всплывает в деле.

Как обезопаситься и «застраховаться»

Итак, самый частый сценарий, по которому сделка потом признаётся подозрительной: машину продали заметно ниже рынка. Если цена нереалистично низкая — значит, возможно, продавец пытался быстро спрятать актив от кредиторов. А раз так — сделку аннулируем, автомобиль возвращаем в конкурсную массу.

Поэтому главное правило: цена должна быть рыночной, а не «подарочной». Если объявление выглядит как «щас урвем», большой шанс, что через пару лет об этом пожалеете.

Поэтому проверяйте не только машину, но и продавца. Вот что нужно сделать:

  1. Попросите у продавца кредитный отчёт из Национального бюро кредитных историй. Из него вы увидите, есть ли у человека активные займы, сколько их, есть ли просрочки. Если продавец «мнется», уходит от темы, предлагает «давайте без этого» — это тот самый настоящий «ред флаг», который лучше увидеть до передачи денег.
  2. Уточните, не ведутся ли в отношении продавца судебные процессы. «ГАС Правосудие» и «Федресурс», «Картотека арбитражных дел» — хорошие инструменты. Пять минут проверки и вы уже понимаете, не висит ли над человеком иск на пару миллионов.

Еще один момент — в обычных договорах купли-продажи автомобиля почти всегда одни и те же три страницы копипаста. Вот что стоит добавить в документ: «Продавец заверяет, что на момент заключения договора не является неплатежеспособным, не имеет просроченных обязательств перед кредиторами, в отношении него не введены процедуры банкротства и не поданы заявления о признании его банкротом».

Ну и конечно, если услышите что-то типа: «Давайте напишем сумму меньше, чтобы налог не платить / чтобы меньше было пошлины» — тревожный звоночек. Одно дело, когда покупаете за 1 550 000, а в договоре 1 500 000, другое, когда при тех же условиях в договоре 600 000. Если сделку оспорят:

  • суд будет ориентироваться не на фактическую сумму, а на ту, что записана в договоре;
  • вернуть даже те деньги, которые вы реально платили, будет почти невозможно;
  • в некоторых случаях вы вообще окажетесь в позиции человека, который «купил за копейки», что только усилит аргументы конкурсного управляющего.

Заниженная цена = билет в суд без права возврата.

Проблема таких сделок в том, что они не опасны в момент покупки — они опасны в будущем. Сегодня продавец выглядит нормальным, а через год у него – просроченные кредиты, через два – судебные иски, через три – банкротство. И ваша сделка всплывает как «странная», особенно если цена была «симпатичной».

Ну а на сегодня все.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Денис Колеватов)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
Мы используем cookies-файлы чтобы сделать сайт удобнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies.
Согласен