Государственная Дума в окончательном третьем чтении приняла поправки, направленные на улучшение законодательства о банкротстве. Предложенный законопроект, оформленный как Досье на проект федерального закона №516699-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был подготовлен Верховным Судом Российской Федерации и внесен им 20 декабря 2023 года.
Ожидается, что нововведения вступят в силу после официального опубликования и подписания закона Президентом Российской Федерации.
Изменения направлены на совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) и вносят значительные коррективы в существующий порядок, о чем мы подробно расскажем в сегодняшнем материале.
Изменение №1: увеличение пороговых значений для возбуждения дела о банкротстве
В свежепринятом законе о банкротстве прослеживается значительное изменение в условиях, определяющих возможность начала процедуры банкротства для юридических лиц. Основная новация заключается в увеличении минимальной суммы требований кредиторов, необходимой для того, чтобы приступить к рассмотрению дела о банкротстве. Так, ранее установленные 300 000 рублей заменены более внушительной суммой в размере 2 000 000 рублей.
Важно отметить! Данная мера не является универсальной, а вместе с тем зависит от типа хозяйствующего субъекта. Для определенных категорий предприятий, таких как сельскохозяйственные организации, стратегические предприятия и субъекты естественных монополий, установлен еще более высокий порог в 3 000 000 рублей.
Это изменение позволяет сфокусировать внимание на более существенных случаях банкротства, игнорируя менее значимые ситуации. Такой подход направлен на снижение нагрузки на судебную систему, облегчение для кредиторов и повышение эффективности процесса разрешения дел о банкротстве в стране.
Борьба с инфляцией и злоупотреблениями: новые правила банкротства
Инициаторами отмечается, что недавно принятые поправки в законодательство о банкротстве не только учитывают уровень инфляции за прошедшие годы, но и отражают возросшие судебные расходы по делам о банкротстве. Эти изменения призваны поддержать актуальные экономические реалии и сделать процесс банкротства более справедливым и эффективным.
Более того, особое внимание уделено противодействию злоупотреблениям со стороны аффилированных кредиторов, которые часто использовали процедуру банкротства в своих корыстных целях. Эти изменения направлены на обеспечение более честного и прозрачного процесса, а также на защиту интересов честных кредиторов и должников.
Таким образом, новые правила не только отражают изменения в экономической среде, но и способствуют улучшению рыночной среды и укреплению доверия к судебной системе.
Изменение №2: упрощение судебных процедур в банкротстве
Новый закон о банкротстве также вводит существенные изменения в порядок рассмотрения определенных категорий обособленных споров, которые, в свою очередь, направлены на упрощение и ускорение судебных процедур. Суть изменений заключается в следующем в переводе этих споров на «документарную» основу. Это позволяет суду рассматривать вопросы без проведения судебного заседания, при условии отсутствия возражений со стороны участвующих лиц. В таком случае, суд выносит решение только по резолютивной части определения.
Это правило применяется к различным вопросам, включая:
- включение требований в реестр;
- распределение судебных расходов;
- продление срока внешнего управления и конкурсного производства;
- другие аспекты, связанные с процедурой банкротства.
Отмечается! Одной из основных целей этого изменения является повышение эффективности судебных процессов и сокращение времени, затрачиваемого на рассмотрение споров, что в конечном итоге снизит нагрузку на судебную систему.
Более простая и ускоренная процедура также способствует снижению издержек для участвующих сторон и повышению прозрачности и доступности правосудия в области банкротства.
Изменение №3: унификация процедуры обжалования в делах о банкротстве
В рамках нового закона о банкротстве вносятся значительные изменения в процедуру обжалования определений, принимаемых арбитражными судами. В частности, отныне установлен единый месячный срок на обжалование всех определений апелляционным порядком, а также на обжалование в кассационном порядке большей части решений апелляционных судов.
Напомним, что ранее существовало несколько режимов обжалования, что порой приводило к сложностям и задержкам в процессе. Теперь же унифицированная процедура обжалования позволит сократить временные затраты и упростить процесс для всех сторон, участвующих в делах о банкротстве.
Авторами отмечается, что это изменение направлено на повышение эффективности судебной системы и обеспечение более быстрого и справедливого рассмотрения обжалований. Установление четкого и единообразного срока на обжалование также способствует повышению прозрачности и предсказуемости судебного процесса, что в конечном итоге будет способствовать разрешению споров и укреплению доверия к правосудию.
Иные изменения в законодательстве о банкротстве
Помимо уже упомянутых изменений, новые поправки в законодательстве о банкротстве включают и ряд других важных изменений:
- В частности, предусматривается унификация подходов к утверждению положения о продаже имущества должника в делах о банкротстве как граждан, так и юридических лиц. Это позволит сделать процесс продажи более прозрачным и эффективным.
- Также внесены изменения в порядок продления процедуры реализации имущества граждан, что способствует более гибкому и эффективному управлению активами должника.
- Кроме того, новации закрепляют право суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности. Это направлено на предотвращение возможных злоупотреблений и обеспечение более справедливого решения вопросов вознаграждения арбитражных управляющих.
В целом, эти изменения призваны сделать процедуру банкротства более прозрачной, справедливой и эффективной для всех сторон, участвующих в этом процессе.