Сфера нотариальных действий не стоит на месте — государство последовательно совершенствует механизмы правовой защиты граждан и бизнеса. Очередной шаг в этом направлении был сделан еще в августе прошлого года, когда были приняты поправки в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
В свою очередь, с 5 февраля 2025 года эти изменения вступили в силу, что повлияло на порядок ряда нотариальных действий. Что именно изменилось и как это отразится на гражданах — разберемся в сегодняшнем материале.
Исполнительные надписи теперь оформляются только по месту жительства должника
С 5 февраля 2025 года изменилась процедура обращения за совершением исполнительной надписи нотариусом. Теперь заявители должны обращаться исключительно к нотариусу, который ведет деятельность в том субъекте Российской Федерации, где зарегистрирован должник или расположено место нахождения организации, на которую возложены обязательства.
Отметим! Ранее подобного ограничения не существовало, и заявление можно было подать любому нотариусу, вне зависимости от региона.
Между тем, нововведение закреплено в статье 89 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее также – Основы). Соответственно, теперь исполнительные надписи оформляются по территориальному принципу.
Дополнительная проверка при взыскании задолженности по нотариально удостоверенным займам
В продолжение вышеизложенного, нововведения, вступившие в силу с 5 февраля 2025 года, значительно усложнили процедуру взыскания задолженности по нотариально удостоверенным договорам займа:
- Теперь нотариус сможет совершить исполнительную надпись только в том случае, если ему будет предоставлен документ от кредитной организации, подтверждающий фактическое перечисление денежных средств заемщику.
- Более того, нотариус обязан проверить достоверность этого документа, направив официальный запрос в банк или иную кредитную организацию.
Регламент взаимодействия между нотариусами и финансовыми учреждениями установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 ноября 2024 года № 338, в котором подробно прописаны требования к содержанию запроса и формату ответа.
В свою очередь, смысл нововведения заключается в исключении случаев фиктивного оформления задолженности, когда займодавец мог заявить о передаче денежных средств без реального подтверждения такого факта. Теперь, если деньги передавались наличными, воспользоваться исполнительной надписью будет невозможно.
Вместе с этим, аналогичный механизм проверки введен и в отношении нотариального удостоверения медиативных соглашений, если их предметом является возврат долга по договору займа. Теперь при удостоверении подобного соглашения нотариус также должен запросить подтверждающие документы у кредитной организации и удостовериться, что заемщик действительно получил деньги в безналичной форме.
Дополнительная проверка переводчиков при удостоверении подписи
Одним из важных изменений также стало новое правило, касающееся удостоверения подлинности подписи переводчика. Теперь нотариус не может полагаться исключительно на слова заявителя о знании иностранного языка. Вместо этого он обязан проверять соответствие переводчика установленным требованиям, опираясь на конкретные документы, перечень которых определен Регламентом совершения нотариальных действий.
В свою очередь, примечательно то, что ранее процедура была гораздо проще. В частности, заявитель мог привести переводчика, заявив, что тот владеет нужным языком, и нотариус принимал это утверждение на веру.
Теперь такая практика исключена, поскольку проверка будет производиться на основе официальных подтверждений. Так, это могут быть:
- дипломы;
- свидетельства;
- сертификаты;
- иные документы, доказывающие квалификацию переводчика.
Когда изменения обсуждались, уже говорилось, что это позволит исключить случаи, когда недостаточный уровень владения языком мог привести к ошибкам в переводе, которые, в свою очередь, могли повлиять на законность сделок и иных нотариально удостоверяемых документов.
Автоматический обмен данными с системой ЗАГС
С 5 февраля 2025 года нотариальная система также получила дополнительный инструмент для повышения точности и достоверности совершаемых действий. В частности, теперь в Единую информационную систему нотариата будут включаться данные из единого реестра записей актов гражданского состояния, содержащие такие сведения о государственной регистрации, как:
- рождение;
- заключение браков;
- разводы;
- смерть граждан.
Кроме того, нотариусам станут доступны сведения о внесении исправлений в соответствующие записи. Это нововведение особенно применимо для ситуаций, требующих установления факта смерти лица. Доступ к оперативно обновляемой информации позволит нотариусам своевременно прекращать действие доверенностей, оформленных умершими гражданами, исключая возможность их использования недобросовестными лицами. Также нотариусы смогут быстрее обрабатывать заявления о вступлении в наследство, оперативно проверяя, зарегистрирована ли смерть наследодателя и не вносились ли изменения в соответствующие акты.
Отметим! Ранее подобные сведения запрашивались отдельно, что могло приводить к задержкам в нотариальном делопроизводстве. Теперь же доступ к актуальной информации будет осуществляться автоматически, в режиме реального времени.
Дополнительные сведения в нотариальных документах
Помимо прочего, с февраля 2025 года при оформлении нотариальных документов стали обязательными новые реквизиты, направленные на более точную идентификацию участников правоотношений. Теперь, помимо стандартных сведений, в тексте нотариально удостоверенного документа должны указываться:
- СНИЛС гражданина (если имеется) — для физических лиц, обращающихся к нотариусу;
- ОГРНИП — для индивидуальных предпринимателей;
- ИНН — для юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации.
В свою очередь, эти изменения уже учтены в официальных формах нотариального делопроизводства. Внесены соответствующие корректировки в реестры регистрации нотариальных действий, нотариальные свидетельства, удостоверительные надписи, а также в порядок оформления нотариальных документов.
Видится, что с внедрением новых требований снизится риск использования поддельных или некорректных данных, что особенно важно при удостоверении сделок, выдаче доверенностей и оформлении наследственных прав.