Минфин по поручению премьер-министра Михаила Мишустина разработал законопроект, согласно которому штрафы в области ККТ увеличатся аж в 2,5 раза. И это лишь часть нововведений. Ну а поскольку инициатива исходит от главы Правительства, вероятно, законопроекту суждено быть законом.
О том, что конкретно и в каких размерах предлагается установить – расскажем в сегодняшнем материале.
Налоговики с новыми полномочиями и ужесточение штрафов
Одним из самых заметных и, безусловно, тревожных пунктов будущих изменений станет расширение полномочий налоговых органов. Если сегодня возбуждение дел о нарушениях в сфере ККТ требует формального взаимодействия с проверяемой организацией, то после принятия поправок налоговики смогут запускать процесс сразу — по результатам собственных контрольно-надзорных мероприятий, без традиционной процедуры проверок.
Для бизнеса это означает, что неприятный сигнал от инспекции может прозвучать неожиданно, без предварительных визитов и официальных запросов.
Что касается штрафов, то одно из принципиальных ужесточений связано с отказом от мягкой меры в виде предупреждения. Сейчас при первом нарушении требований об обязательном применении кассовой техники (часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ) контролеры могут ограничиться устным или письменным напоминанием о необходимости исправиться. Законопроект же предлагает закрепить в кодексе прямой запрет на замену штрафа предупреждением в таких случаях. Это значит, что даже «первый раз» обернется для предпринимателя реальными финансовыми потерями, а не условным выговором.
По сути, оба изменения направлены на то, чтобы лишить нарушителей запаса времени и возможности отделаться малой кровью. И если раньше у бизнеса был шанс исправиться до санкций, то теперь любое отступление от правил обернется немедленной и ощутимой ответственностью.
Штрафы вырастут, а поблажек для ИП больше не будет
В новой редакции правил индивидуальные предприниматели перестанут пользоваться мягким режимом ответственности. Законопроект устанавливает для них те же штрафные рамки, что и для юридических лиц. Иными словами, статус ИП больше не станет смягчающим фактором и в глазах контролеров он будет приравнен к полноценной организации.
Размеры санкций также заметно увеличатся:
- для должностных лиц минимальный штраф поднимется с 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей планка возрастет куда серьезнее — с 30 тысяч до 150 тысяч рублей.
Отметим! Это – только «нижний порог», а верхний предел в некоторых случаях будет исчисляться процентами от суммы расчетов, проведенных без кассы.
Так, если предприниматель не пробьет чек, штраф составит 75–100% от неучтенной выручки, но не менее 150 тысяч рублей. Сейчас в аналогичной ситуации наказание куда мягче: 25–50% от суммы расчета и минимум 10 тысяч рублей.
Небольшое послабление сохранено лишь для субъектов малого и среднего бизнеса: при первом нарушении их штрафы будут вдвое меньше стандартных. Однако и в этом случае речь идет о суммах, которые могут стать серьезным ударом по бюджету компании.
Повторные нарушения обойдутся в разы дороже
Минфин предлагает не просто увеличить базовые штрафы, но и ввести градацию наказаний в зависимости от частоты нарушений. Такой дифференцированный подход особенно болезненно скажется на тех, кто систематически игнорирует требования закона:
- Если неприменение ККТ выявят повторно в течение года, сумма штрафа вырастет вдвое: для должностных лиц — от 60 тысяч рублей, для организаций — от 300 тысяч рублей.
- При более чем двух аналогичных случаях в год наказание будет уже пятикратным. В этом случае должностным лицам грозит до 150 тысяч рублей, а компаниям — до 750 тысяч рублей.
- Отдельно планируется ужесточить ответственность за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, а также за непередачу этих документов на бумаге. Минимальный штраф здесь поднимется с 10 тысяч (как сейчас) до 50 тысяч рублей.
При этом для должностных лиц ответственность в этой части и вовсе исключат — вся тяжесть санкций ляжет на организации.
Почему и зачем готовят новые штрафы
Законопроект Минфина (ID 02/04/07-25/00158452) был подготовлен 31 июля 2025 года. На данный момент идет общественное обсуждение, которое продлится до 20 августа, после чего документ планируется внести в Госдуму.
Что о причинах, то повод для разработки нашёлся весомый. В пояснительной записке Минфин ссылается на анализ ФНС, проведённый в 2023 году. Сравнение данных за 2022 и 2021 годы показало тревожную динамику:
- число пользователей ККТ снизилось на 3,7 % при общем росте числа налогоплательщиков на 7,1 %;
- парк кассовой техники уменьшился на 4,5 %;
- зафиксирован спад выручки малого бизнеса на 6 %.
По мнению ФНС, всё это указывает на высокую вероятность массового неприменения ККТ.
Более того, в 2024 году статистика стала ещё красноречивее — нарушения при расчётах без кассы стали встречаться заметно чаще, а в 99 % проверок выявлялись нарушения, в том числе при повторных инспекциях.
Отдельно отмечается, что действующие штрафы были утверждены более 18 лет назад и за это время утратили сдерживающий эффект. Повышение санкций, по замыслу инициаторов, должно вернуть бизнес к дисциплине.