Сегодня один из самых болезненных вопросов, который задают военные и их семьи, звучит просто: можно ли уйти со службы, если срок контракта уже закончился? На первый взгляд ответ кажется очевидным — срок контракта истек, а значит, человек свободен. Но в реальности все гораздо сложнее.
Забегая вперед, сложности вызваны именно условиями проведения специальной военной операции.
Ну а какими условиями? Об этом мы подробно расскажем в сегодняшней статье, рассказав, как на самом деле регулируется вопрос увольнения по окончании контракта, какие законы применяются, в каких случаях военнослужащего обязаны отпустить, а когда возможно продление службы без его согласия.
Можно ли уволиться после окончания контракта
На практике многие военнослужащие, срок контракта с Министерством обороны которых истек, задаются прямым вопросом: можно ли уволиться, ведь документ как бы больше не действует? Позиция понятна, ведь договоры/контракты всегда содержат условия сроках — закончилось время, обязанность прекращается. Но это с точки зрения гражданского законодательства.
Однако с момента объявления частичной мобилизации ситуация радикально изменилась.
Ключевым нормативным актом здесь выступает Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». В пункте 4 данного указа прямо закреплено, что контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения по основаниям, перечисленным в самом указе.
Иными словами, окончание срока контракта само по себе не дает права уйти со службы. Военнослужащий не может «автоматически» покинуть армию только потому, что формально завершился срок его договора.
Таким образом, главный ответ на самый частый вопрос звучит однозначно: просто уволиться после окончания контракта нельзя. Это ограничение связано напрямую с действием режима частичной мобилизации и будет сохраняться до ее официальной отмены.
Основания для увольнения в период частичной мобилизации
Если с первым вопросом все предельно ясно — уволиться «по сроку контракта» нельзя, то логично спросить: а какие основания все-таки дают возможность покинуть военную службу?
Здесь ключевое значение имеет пункт 5 Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647, где закреплены базовые условия:
- по возрасту — достижение предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья — признание военно-врачебной комиссией полностью не годным к военной службе (с оговоркой: желающие могут остаться, если их состояние позволяет занимать определенные должности);
- по приговору суда — в случае вступления в законную силу приговора о назначении наказания в виде лишения свободы.
Список короткий и очень жесткий, и именно он применяется в «чистом виде» на практике.
Дополнительные основания
Особо пытливые умы наверняка сейчас скажут, что на самом деле оснований больше. Действительно, таковые есть и встречаются в другом документе — Указе Президента РФ от 3 августа 2023 года № 580дсп «О некоторых вопросах прохождения военной службы».
Отметим! Данный Указ формально не публиковался на официальных сайтах, но его положения «просачиваются» в открытую плоскость через судебную практику и упоминания в нормативных актах. Поэтому, ссылку на него не оставляем, если что — можете найти через поиск по реквизитам.
Так вот, среди дополнительных оснований, предусмотренных Указом № 580, упоминаются:
- окончание срока службы по призыву или по контракту;
- признание ограниченно годным к военной службе (по заключению ВВК);
- прекращение службы в период ее приостановления;
- увольнение по организационно-штатным мероприятиям;
- переход на гражданскую государственную службу;
- несоответствие требованиям по отдельным категориям должностей (например, связанных с ядерным вооружением);
- семейные обстоятельства;
- наделение полномочиями губернатора, сенатора, депутата Госдумы или муниципального уровня (при исполнении полномочий на постоянной основе);
- досрочное увольнение по собственному желанию — при наличии уважительных причин и положительного заключения аттестационной комиссии.
На бумаге этот перечень выглядит обнадеживающе: вариантов действительно много. Но есть одно «Но».
В самом тексте Указа содержится условие: увольнение по этим основаниям «возможно в соответствии с заключением аттестационной комиссии и с учетом необходимости выполнения задач». Это означает, что окончательное слово остается за командованием. У военнослужащего нет права требовать увольнения, даже если у него формально есть основания.
Фактически это превращает право в возможность, а возможность — в исключение. На практике даже при наличии семейных обстоятельств, состояния здоровья «ограниченно годен» или даже истекшего контракта рапорт может остаться без удовлетворения. Решение принимает командование, и даже если военнослужащий пойдет обжаловать отказ в суд, военную прокуратуру или к вышестоящим должностным лицам — результат почти всегда будет отрицательным.
Соответственно, единственный реальный шанс уйти с военной службы в период частичной мобилизации — это наличие исключительных обстоятельств плюс положительное заключение аттестационной комиссии. Но вероятность положительного исхода минимальна: решение по каждому рапорту в конечном счете утверждает Министр обороны РФ, и практика показывает, что «добро» дается крайне редко.
Что решил Конституционный Суд о законности четвертого и пятого пунктов Указа
После появления Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 многие военнослужащие стали задаваться вопросом: насколько законно ограничение их права на увольнение после окончания контракта? Логичным продолжением этих сомнений стали обращения граждан в Конституционный Суд с жалобами на пункты 4 и 5 Указа.
Заявители утверждали, что данные положения противоречат статьям 54, 56 и 75.1 Конституции РФ, так как фактически не позволяют уволиться в запас тем, чей контракт завершился уже после объявления частичной мобилизации. По их мнению, это означало вмешательство государства в ранее возникшие договорные отношения и неоправданное ограничение прав военнослужащих.
Однако Конституционный Суд в своем определении от 28 января 2025 года № 290-О не усмотрел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. Аргументация суда выстроилась так:
- в статье 59 Конституции закреплено, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина РФ. Военная служба осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Таким законом выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- в условиях мобилизации действуют особые правовые режимы, регулируемые не только Законом № 53-ФЗ, но и Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Этот закон предусматривает, что при объявлении мобилизации военнослужащие продолжают проходить службу, даже если истек срок их контракта;
- исключения допускаются, но они прямо перечислены в законе и связаны, в частности, с наличием у военнослужащих малолетних детей или определенным состоянием здоровья;
- именно в этой логике Конституционный Суд указал, что положения пункта 4 Указа № 647 фактически воспроизводят нормы Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации», а потому не могут рассматриваться как неконституционные;
- более того, пункт 5 Указа не сужает, а напротив, дополняет перечень оснований для увольнения военнослужащих в условиях мобилизации, следовательно, не ограничивает их права.
В итоге жалоба граждан была признана недопустимой и оставлена без рассмотрения. Определение Конституционного Суда окончательное и не подлежит обжалованию.
Таким образом, высшая судебная инстанция подтвердила легитимность действующего порядка: в условиях мобилизации право государства удерживать военнослужащих на службе после окончания контракта не нарушает Конституцию, так как связано с обеспечением обороны страны и сохранением боеспособности армии.