Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Поправки в ЖК РФ: право не оплачивать коммунальные услуги в определенных ситуациях

143
Ведущий рубрики
Колеватов Денис Денисович
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Занимательно»

В Госдуме рассматриваются поправки в Жилищный кодекс, предлагающие право потребителя не оплачивать коммунальные услуги в случаях, если температура воздуха в квартире находится ниже 18 градусов днем и ниже 15 градусов ночью (с 0.00 до 05.00 утра). Инициатива вызвала обсуждения и разногласия, поскольку поднимает вопрос об ответственности за температурные условия в жилых помещениях.

В сегодняшнем материале мы рассмотрим суть указанных поправок, обратив внимание на основные аспекты.

Освобождение от оплаты коммунальных услуг при низких температурах: подробности законопроекта

Предложенный законопроект предоставляет потребителю право не оплачивать коммунальные услуги за месяц, если оказанные услуги ненадлежащего качества привели к снижению температуры воздуха в жилых помещениях ниже установленных норм.

Однако некоторые моменты вызывают вопросы, в частности:

  • остаются неясными критерии для определения «холодного» месяца и того, какие конкретно коммунальные услуги подпадают под данное правило;
  • не уточнено, к какому периоду относится установленный «один день» — время непредоставления услуги или период низких температур в квартире;
  • авторы законопроекта пока не предоставили ясных пояснений относительно деталей его реализации и возможных ограничений;
  • остается неясным, распространяется ли освобождение от оплаты на все коммунальные услуги или только на те, которые привели к снижению температуры в жилье.

Отмечается! Вопросы и неопределенности в тексте законопроекта требуют дополнительных уточнений и конкретизаций со стороны его авторов.

Много неясности: кто возместит убытки управляющим компаниям

В представленном законопроекте о возможности неоплаты коммунальных услуг ни слова не сказано о том, кто компенсирует управляющим компаниям (УК) или товариществам собственников жилья (ТСЖ) убытки, связанные с неоплатой предоставленных услуг жителями многоквартирных домов (МКД). Заметной проблемой остается неопределенность в финансовых вопросах, которая может сказаться на качестве ремонтных работ и содержании домов.

Рассматривая спорные вопросы законопроекта, можно тезисно выделить следующие:

  1. Отсутствие ответа на вопрос о компенсации — ни в тексте законопроекта, ни в сопроводительной пояснительной записке не уточнено, кто будет возмещать убытки УК или ТСЖ.
  2. Возможные последствия для экономики ЖКХ — очевидно, что управляющие компании осуществляют свою деятельность исключительно на основе средств, поступающих от оплаты коммунальных услуг. Отсутствие такой оплаты может серьезно повлиять на возможности по проведению ремонтных и обслуживающих работ.
  3. Негативное воздействие на качество обслуживания — в случае неоплаты коммунальных услуг, УК или ТСЖ могут столкнуться с ограничением в финансировании ремонтных и обслуживающих мероприятий, что отразится на общем состоянии жилищного фонда.
  4. Долгие судебные разбирательства — даже если поставщик тепла несет частичную вину за низкое качество услуг, возмещение ущерба УК или ТСЖ возможно только после судебного решения, что может занять значительное время.
  5. Недостаток механизмов регулирования — законопроект в своем нынешнем виде не предоставляет ясных инструментов и механизмов для решения финансовых вопросов, что может негативно сказаться на устойчивости системы жилищно-коммунального хозяйства.

Экспертами отмечается, что проект требует уточнений и дополнений, чтобы устранить противоречия и защитить интересы всех сторон — как потребителей услуг, так и управляющих компаний.

Новый взгляд на перерасчет коммунальных платежей: критика существующего механизма

Проект, предусматривающий право жителей многоквартирных домов не оплачивать коммунальные услуги при недостаточном теплоснабжении, вызывает обоснованную критику, но также важно рассмотреть существующие проблемы с механизмом перерасчета коммунальных платежей, которые могут послужить обоснованием для таких новых законодательных инициатив. В частности:

  • сложная процедура фиксации фактов — нынешний механизм перерасчета услуг обременен чрезмерной сложностью процедуры фиксации фактов некачественного обслуживания. Это создает трудности как для потребителей, так и для управляющих компаний;
  • неясный алгоритм перерасчета — отсутствие ясного и понятного алгоритма перерасчета услуг делает процесс непрозрачным для потребителей и вносит дополнительные сложности в вопросы оспаривания платежей;
  • невыгодные суммы перерасчета — суммы, предусмотренные текущими механизмами перерасчета, часто оказываются незначительными. Это не стимулирует ни потребителей, ни поставщиков услуг к активному взаимодействию с этой процедурой;
  • отсутствие разъяснений — Минстрой России не выпустил ни одного разъясняющего документа, содержащего примеры расчетов и пошаговое руководство, что создает дополнительные трудности для всех сторон;
  • неудовлетворительное качество услуг — существующие механизмы не стимулируют повышение качества предоставляемых услуг, оставляя многих потребителей без должного обслуживания.

Вместе с тем, прежде чем вносить радикальные изменения, важно провести детальный анализ и доработать существующие механизмы для более эффективного взаимодействия всех сторон – считают эксперты.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ