Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Расширение перечня оснований для пересмотра предписаний ФАС

76

Правительство Российской Федерации представило в Государственную думу законопроект, который предлагает расширить перечень существенных обстоятельств, позволяющих пересмотреть предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Документ уже размещен в электронной базе данных Государственной думы.

Законопроект направлен на повышение гибкости и справедливости процесса антимонопольного регулирования, позволяя учитывать более широкий спектр факторов, которые могут повлиять на принятие решений в области антимонопольного законодательства. Этот шаг должен способствовать созданию более прозрачной и эффективной системы пересмотра предписаний ФАС, обеспечивая баланс между интересами государства и бизнеса.

Подробнее о предлагаемых нововведениях рассказываем в сегодняшнем материале.

Правила пересмотра предписаний ФАС на сегодняшний день

Согласно действующему законодательству, пересмотр предписаний Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возможен при наличии существенных обстоятельств, возникших после их вынесения. Эти обстоятельства позволяют внести коррективы в содержание или порядок исполнения предписания, обеспечивая тем самым адаптацию к текущим рыночным условиям.

На сегодняшний день, обстоятельства для пересмотра предписаний включают в себя:

  1. Изменение продуктовых или географических границ товарного рынка. Одним из существенных обстоятельств, которые могут послужить основанием для пересмотра предписания, является изменение продуктовых или географических границ товарного рынка. Это может включать в себя изменение ассортимента товаров, появление новых продуктов или технологий, а также изменения в географическом охвате рынка. Например, если рынок расширился за счет включения новых регионов или стран, либо сузился в результате изменений в законодательстве или экономических условий, это может повлиять на условия конкуренции и, соответственно, на необходимость корректировки антимонопольного предписания.
  2. Изменение состава продавцов или покупателей на рынке. Другим важным обстоятельством является изменение состава продавцов или покупателей на рынке. Это может включать в себя выход на рынок новых игроков, уход существующих компаний, а также значительные изменения в поведении потребителей. Если, например, на рынке появились новые крупные компании, которые изменили баланс сил и условия конкуренции, или же произошло значительное изменение в структуре спроса, это может быть веским основанием для пересмотра предписания ФАС. В таких случаях необходимо пересматривать предписания для обеспечения справедливой и эффективной конкуренции на изменившемся рынке.
  3. Утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Утрата доминирующего положения хозяйствующим субъектом также является существенным обстоятельством, позволяющим пересмотреть предписание ФАС. Доминирующее положение может быть утрачено вследствие появления новых конкурентов, изменений в законодательстве, экономических кризисов или других факторов, которые изменили рыночную позицию субъекта. Если компания, ранее обладавшая значительным влиянием на рынке, больше не занимает доминирующее положение, продолжение действия предписания, основанного на старых данных, может быть нецелесообразным и несправедливым. В таких случаях требуется пересмотр предписаний для адекватного отражения текущей рыночной ситуации.

Необходимость изменений в антимонопольных предписаниях для устойчивости экономики

В условиях наложенных на Россию санкций требуется повышение устойчивости российской экономики, что в свою очередь вызывает необходимость пересмотра и корректировки существующих антимонопольных предписаний. В Правительстве отметили, что текущий перечень оснований для пересмотра выданных предписаний является недостаточно гибким, чтобы оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Сейчас закон предоставляет возможность пересмотра содержания или порядка исполнения предписаний Федеральной антимонопольной службы (ФАС) только при возникновении существенных обстоятельств, наступивших после их вынесения. К таким обстоятельствам, как уже было отмечено выше, относятся:

  • изменения в продуктовых или географических границах товарного рынка;
  • изменения состава продавцов или покупателей;
  • утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения.

Отмечается! В условиях быстро меняющихся экономических реалий и внешнего давления, эти основания не всегда позволяют оперативно и адекватно адаптировать антимонопольные меры к текущей ситуации. Изменения рыночной конъюнктуры могут требовать более гибкого и своевременного пересмотра предписаний для поддержания конкурентной среды и предотвращения монополистических злоупотреблений.

Введение более гибкого перечня оснований для пересмотра антимонопольных предписаний позволит быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям и поддерживать стабильность и эффективность российской экономики. Это также обеспечит более точное и справедливое регулирование рыночных отношений, способствуя защите интересов потребителей и добросовестных участников рынка.

Расширение оснований для пересмотра антимонопольных предписаний: что предлагается

Предлагается внести изменения в «Закон о защите конкуренции», которые расширят перечень оснований для пересмотра содержания или порядка исполнения антимонопольных предписаний при возникновении существенных обстоятельств:

  1. Одним из ключевых предложений законопроекта является включение в перечень таких существенных обстоятельств, как несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар. Этот порядок предполагает использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара, а также общих условий обращения товара на товарном рынке.
  2. Вторым предложением устанавливается продление срока рассмотрения заявления о пересмотре предписания ФАС до двух месяцев. Это дает сторонам больше времени на анализ и предоставление необходимой информации, что способствует более качественному и объективному процессу рассмотрения.

Такие изменения позволят более гибко и эффективно реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре и обеспечивать более справедливое и конкурентное окружение для участников рынка. Это также способствует предотвращению формирования монополистических практик и защите интересов потребителей.

Отмечается, что новые нормы закона вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Они будут применяться к предписаниям, выданным ФАС до его вступления в силу. Важно отметить, что в случаях, касающихся формирования цены на товар, закон позволяет ухудшить положение лица при пересмотре предписания. Это относится к ситуациям, где предписание предусматривает использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
  • 28 июня 2024 в 22:26

    В таком случае вы можете обратиться в суд с исковым заявлением к МЧС, однако важно подкрепить свои доводы...

    Сгорел мой дом
  • Редактор Мария Власова
    28 июня 2024 в 09:56

    Здравствуйте, Наталья. Ваш случай действительно непростой, и важно разобраться в деталях, чтобы понять ваши права...

    О назначении досочной пенсии
  • фикс
    28 июня 2024 в 08:32

    спасибо

    Гос. пошлина в арбитражный суд
  • Редактор Мария Власова
    28 июня 2024 в 08:28

    Если предмет вашего спора - изменение, заключение или расторжение договора, как для юридических лиц, так...

    Гос. пошлина в арбитражный суд
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке