Новое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации охватывает вопросы, которые возникают в судебной практике при рассмотрении дел о самовольных постройках. Внимание уделено как материально-правовым требованиям, устанавливающим режим самовольных построек, так и отдельным процессуальным аспектам, связанным с данной категорией дел.
В данном материале мы пройдемся по ключевым тезисам, выведенным на обсуждение Верховным Судом и разберем, как эти разъяснения могут повлиять на разрешение споров, связанных с самовольными постройками, и какие практические последствия могут возникнуть при их применении в судебной деятельности.
Основные тезисы
Статья 222 ГК РФ и её пределы
Пленум ВС РФ в своем постановлении ясно определил, что нормы, установленные в статье 222 Гражданского кодекса РФ, имеют свои ограничения. Так, эти нормы не применяются к неотделимым улучшениям земельного участка, включая такие элементы, как замощения и ограждения. Кроме того, они не распространяются на движимое имущество, в том числе на нестационарные торговые точки.
Особое внимание уделено объектам, которые, несмотря на статус недвижимости по закону, своей природой не подпадают под данное определение. К примеру, воздушные и морские суда, подлежащие государственной регистрации, оказываются за пределами действия статьи 222, поскольку не являются традиционными объектами недвижимости.
Отсутствие информации как основание
При осуществлении строительных работ важным аспектом является наличие или отсутствие информации об ограничениях на использование земельного участка. Если лицо, ответственное за строительство, не обладало необходимыми сведениями, в том числе из-за их отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или отсутствия соответствующего разрешения от компетентного органа, его действия не могут быть квалифицированы как самовольные.
Стоит отметить! В случае предоставления истцом доказательств того, что строительство было осуществлено с недобросовестными намерениями, суд может признать такие действия как самовольные.
Это означает, что даже при отсутствии соответствующей информации в ЕГРН, недобросовестные практики в строительстве могут привести к признанию акта строительства незаконным и подлежащим правовым последствиям.
Государственное вмешательство и последствия самовольного строительства
Снос объекта, возведенного без соответствующего разрешения, представляет собой экстремальную меру, к которой государство прибегает лишь в крайних случаях. Главные цели такого вмешательства:
- сохранение баланса между публичными и частными интересами;
- предотвращение возможного дисбаланса, который может нарушить устойчивость экономической деятельности и привести к значительным убыткам.
Необходимость в демонтаже самовольной постройки возникает не только из-за отсутствия официального разрешения на ее возведение. Она также может быть обусловлена факторами, которые угрожают безопасности или могут нарушать права других граждан.
Таким образом, решение о сносе строения принимается на основе комплексного анализа всех рисков и последствий, связанных с его существованием.
Незначительные нарушения: разбор судебных обстоятельств
В контексте конкретных судебных диспутов, небольшие нарушения градостроительных и строительных норм, такие как минимальные отступы от границы участка или процент застройки, могут быть рассмотрены как незначительные. Особенно это относится к ситуациям, где такие нарушения не представляют угрозы для жизни и здоровья граждан, а также не нарушают права и интересы третьих лиц.
В рамках судебных разбирательств суд учитывает специфику каждого случая. В частности, если нарушения признаются незначительными, они не мешают возможности сохранения постройки.
Такой подход направлен на обеспечение баланса между поддержанием строений и соблюдением необходимых норм и правил, основываясь на конкретных обстоятельствах каждого дела.
Проживание в спорной постройке: судебная практика
Если в спорной постройке проживают граждане, обладающие правом на жилое помещение, требование о сносе такой постройки может быть удовлетворено только при условии одновременного разрешения вопроса о выселении данных лиц. В этом случае спор подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Суд в таких ситуациях согласно части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вовлекает в процесс прокурора для предоставления заключения по вопросу о выселении. Это обеспечивает более всестороннее рассмотрение дела, учитывая как требования о сносе постройки, так и законные права граждан на проживание в данной постройке.
Исковая давность в спорах о сносе самовольных построек
Срок исковой давности по требованию о сносе самовольной постройки, предъявленному собственником, арендодателем или ссудодателем земельного участка, начинает течь с момента, когда арендатор или ссудополучатель обязан был вернуть переданный ему земельный участок. Если земельный участок возвращен арендатором или ссудополучателем с уже возведенной на нем самовольной постройкой, срок исковой давности начинает истекать не позднее момента возврата самого участка.
Это правило направлено на обеспечение четкого временного критерия для возбуждения иска, учитывая различные сценарии возвращения земельного участка и наличие на нем самовольных построек.
Важно отметить, что в случае самовольной постройки, которая представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, на требования о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями исковая давность не распространяется.
Заключение
В данном материале мы рассмотрели основные моменты, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 года № 44. Дополнительно отметим, что в связи с принятием данного постановления признаны не подлежащими применению пункты 22-31 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22.