Государственная Дума приняла поправки к Закону об исполнительном производстве, предусматривающие создание специального реестра должников по алиментным обязательствам. В этот реестр будут включаться:
- данные о должниках, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, или нетрудоспособных родителей;
- также в реестре будут фигурировать лица, объявленные судебным приставом-исполнителем в розыск.
Отмечается, что реестр должников станет частью банка данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов России. Он позволит более эффективно контролировать ситуацию с алиментами и принимать меры по принуждению должников к исполнению своих обязательств перед детьми и нетрудоспособными членами семьи.
Подробнее о создании этого реестра и его роли можно узнать из нашего сегодняшнего материала.
Поправка №1: процесс извещения должников о включении в реестр должников по алиментам
В соответствии с новыми поправками к Закону об исполнительном производстве, утвержденными Государственной Думой, вводится обязательное уведомление должников о включении их сведений в реестр должников по алиментам. Это важное изменение, которое предусматривает оперативное информирование должников о принятых в отношении них мерах.
Важно! Согласно этим поправкам, уведомление о включении сведений о должнике в реестр (а также об их исключении) должно быть направлено должнику в течение суток с момента включения или исключения его данных в реестр. Данный порядок определен в статье 24 Закона об исполнительном производстве.
В свою очередь, введение данных мер вызвано следующим:
- Во-первых, такие меры предпринимаются для обеспечения прозрачности и оперативности процесса исполнения алиментных обязательств. Оповещение должников в установленные сроки дает им возможность оперативно реагировать на принятые решения и принимать необходимые меры для исполнения своих обязанностей.
- Во-вторых, подобный подход также способствует повышению ответственности должников, поскольку они всегда будут в курсе своего статуса и последствий невыполнения алиментных обязательств. Реализация этих мер поможет улучшить эффективность исполнительного производства и защитить права детей и нетрудоспособных членов семьи, которым предоставляются алименты.
Поправка №2: общедоступность информации о должниках по алиментам
По новым изменениям, утвержденным в Законе об исполнительном производстве, предусмотрено, что сведения о должниках по исполнительным производствам, включенных в реестр должников по алиментным обязательствам, будут доступны для общественности до момента исключения сведений о должнике из реестра.
Отметим! Вышеизложенное означает, что информация о должниках по алиментам будет общедоступной до тех пор, пока задолженность полностью не будет погашена или до момента исключения из реестра по другим основаниям, установленным законодательством.
Такое решение, как наблюдается, направлено на обеспечение информирования общественности о лицах, не исполняющих свои алиментные обязательства. Общедоступность этих данных способствует повышению ответственности должников и создает условия для контроля со стороны общества за соблюдением алиментных обязательств.
Кроме того, эта мера поможет защитить интересы детей и нетрудоспособных членов семьи, которые являются получателями алиментов, а также обеспечит эффективное функционирование системы исполнительного производства в части алиментных обязательств.
Поправка №3: улучшение механизмов контроля за должниками и новые полномочия ФССП России
Предложенное изменение в Законе об исполнительном производстве дает Федеральной службе судебных приставов новые инструменты для более эффективного контроля за должниками по алиментам. Согласно этому законопроекту, ФССП России будет предоставлена возможность автоматически запрашивать информацию о трудоустройстве должника.
В свою очередь, запрос с использованием специальной единой системы межведомственного электронного взаимодействия можно будет сделать:
- у различных органов власти;
- у иных органов;
- у государственных внебюджетных фондов;
- у организаций.
Видится, что это позволит ФССП оперативно получать актуальные данные о месте работы должников, что станет дополнительным инструментом в борьбе с уклонением от исполнения алиментных обязательств. Новые полномочия позволят более точно оценивать финансовое положение должников и принимать соответствующие меры по взысканию задолженности.
Такие меры направлены на повышение эффективности исполнительного производства и защиту интересов детей, получающих алименты. Это также содействует соблюдению справедливости в отношениях между кредиторами и должниками, улучшая процесс исполнения судебных решений.
Пояснительная записка к законопроекту о внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»: цели и последствия
Инициатором законопроекта, который предусматривает изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», выступило Правительство Российской Федерации. В своей Пояснительной записке к проекту федерального закона N 451178-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Правительство РФ обосновало необходимость предложенных изменений с целью обеспечения эффективного и качественного исполнения судебных актов. Основной упор сделан на повышение мотивации должников, которые уклоняются от уплаты алиментов, к исполнению своих обязанностей.
Кроме того, в пояснительной записке было отмечено следующее:
- Принятие данного законопроекта считается важным шагом в сфере семейно-брачных отношений, поскольку он способствует более эффективной защите интересов детей и нетрудоспособных родителей.
- Предлагаемые изменения также соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и другим международным договорам Российской Федерации.
- Ожидается, что реализация данного законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий и не окажет негативного влияния на субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Также он не противоречит целям государственных программ Российской Федерации, и не создаст значительных финансовых бремен для бюджета.