С 1 сентября 2024 года вступят в силу государственные нормы и правила безопасности на гидротехнических сооружениях (ГТС), за исключением портовых и судовых. В Приказе Ростехнадзора № 151 уточнили условия и требования, которые нужно соблюдать при работе в зданиях, порядок контроля состояния ГТС, а также описаны действия сотрудников во время аварии.
Мероприятия по усилению безопасности ГТС
Итак, чтобы сделать ГТС максимально безопасными как во время эксплуатации, так и вне использования, их собственники обязаны каждый год утверждать план технического обслуживания здания, ремонта ГТС и действующего механического оборудования. Естественно, при наличии поломок и повреждений специалисты обязаны отремонтировать устройства. Также обязательно потребуется обеспечить здание сигнальными и прочими устройствами, которые перечисляют в проектной документации. Речь идет об установке:
- устройств блокировки дверей;
- сигнализации, других оповестительных приборов;
- различных видов защиты, включая снабжение СиЗ;
- средств связи и аварийного освещения.
Помимо прочего, собственник гидротехнической конструкции должен регулярно анализировать измерения, оценивать результаты осмотров, а также отслеживать проявление и развитие техногенных и природных факторов. Для этого ведомство разработало спецпрограмму, в соответствии с которой и проводят упомянутые действия.
Владелец ГТС обязан ежегодного проводить тренировки персонала по действиям во время аварии, для чего потребуется составлять и обновлять график.
Дополнительные требования
Кроме указанных базовых требований, документ включает ряд требований и обязательств, предназначенные для владельца сооружения. К примеру, он должен составлять инструкцию по эксплуатации, содержание которой должно включать обязательные пункты. Аналогичная ситуация и с ведением журнала контроля.
Также у собственника ГТС должен быть список проектной, технической документации, различные паспорта, результаты инженерных изысканий, акты проверок, инструктажи, журналы контроля и т.д.
Что касается даты вступления положений в силу, то 1 сентября 2025 года начнут действовать нормы в отношении напорных ГТС 1─3 классов ответственности, которые используются больше 25 лет. Эти объекты нужно обследовать комплексно независимо от состояния так же, как и оценивать прочность и устойчивость не реже одного раза в 5 лет.