В мае 2022 года Министерство промышленной торговли запускает пилотный проект по маркировке мясных и фруктово-овощных консервов. Контролировать соблюдение нормативов будет технический регламент, заключенный в согласии с Евросоюзом. Непосредственный документ вступит в силу только в будущем году. Однако запланированный эксперимент подготовит российский бизнес к процедуре маркировки.
Цель эксперимента
Еще в 2018 году Россельхоз выявил множество нарушений в производстве и заготовке мясной продукции, выставленной на реализацию. Конкретно консервов это не касалось, но судя по результатам, отраженным в Письме государственного ведомства по ветеринарному надзору № ФС-КС-7/29923 от ноября 2018 года, в мясе нашлось много вредных веществ. И правительство приняло решение усилить меры надзора.
Так и был создан проект по маркировке консервированного товара, который направлен на контроль за оборотом фальсифицированного продукта. Помимо прочего, эксперимент обязует производителей внимательнее относиться к качеству товара. Теперь каждая единица будет идентифицироваться системой. И если покупатель обнаружит тот или иной брак, то ведомство узнает всю информацию об изготовителе с продавцом. В дальнейшем оба понесут ответственность.
Что будут маркировать?
Согласно еще непринятому законопроекту, Минпромторг планирует кодировать следующую продукцию:
- мясная консервация, включая пресервы из субпродуктов;
- фруктовые желе, мармелад, джемы, варенья;
- овощные консервы с добавлением уксуса;
- овощная консервация без уксуса;
- консервы из орехов, прочих съедобных частей растительности;
- грибы, включая трюфели, в приготовленном и консервированном виде без добавления уксуса.
Каждой позиции присвоена буквенно-цифровая комбинация для идентификации.
Участники проекта
Перечень рекомендованных операторов и систем пока не готов, так как проект еще на рассмотрении. Но уже к маю 2022 года документ должен пополниться подробностями.
А сейчас известно, что в самом эксперименте будет участвовать несколько ведомств и сторон:
- изготовители;
- представители контрольных госслужб;
- ведомства, уполномоченные на осуществление проекта;
- операторы ЭДО, фискальных сведений, информационной системы.
Причем все участвуют добровольно в соответствии с рекомендациями обозначенного документа. Советы:
- кодировать продукцию так, чтобы ее считывали любые имеющиеся средства идентификации;
- пользоваться общей информационной базой, вносить корректировки в открытом доступе;
- перед непосредственным участием оформить запрос, приложить к нему список документации;
- каждому резиденту необходимо зарегистрироваться в программе;
- наполнять каталог маркированных товаров по мере появления/поступления.
Помимо прочего, создан отдельный законопроект о маркировке алкоголя.